Дацан Гунзэчойнэй Участие Дацана СПб в XI Тибетологических чтениях

Представители Дацана приняли участие в XI Петербургских тибетологических чтениях

Очередные ежегодные Чтения с участием российских и зарубежных исследователей-тибетологов и специалистов смежных дисциплин прошли в Институте восточных рукописей РАН (Азиатском Музее). Конференция традиционно была организована при участии Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй, представители которого также выступили с докладами. Краткое резюме о состоявшемся мероприятии.


Нынешний ноябрь для буддийского храма «Гунзэчойнэй» был насыщен интересными, важными событиями, в которых наши ламы представляли местную общину буддистов или Традиционную Сангху России (БТСР). Расскажем ещё об одном заседании, завершившем осенний сезон активной деятельности Дацана.

Петербургские тибетологические чтения в Институте восточных рукописей РАН (Дворцовая наб., д. 18) начиная с 2012 года объединяют российских и зарубежных учёных из разных учреждений науки, образования и культуры. В последние годы это мероприятие Институт организует при непосредственном участии Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй. Ежегодно в программе конференции предлагается для дискуссии широкий круг актуальных вопросов, связанных с различными аспектами классической тибетологии — изучением религии, истории, литературы, языка и искусства Тибета. Участниками становятся специалисты-исследователи по тибетологии и смежным дисциплинам. Тексты докладов могут быть приняты к публикации в издаваемые ИВР РАН журналы «Письменные памятники Востока» и «Mongolica», отбор материалов осуществляется Оргкомитетом совместно с редколлегиями соответствующих журналов.

XI Тибетологические чтения состоялись 28 ноября 2022 года. По сообщению организатора, в нынешней конференции приняли участие 29 докладчиков и слушателей, включая сотрудников академических и образовательных учреждений Санкт-Петербурга (ИВР РАН, СПбГУ, МАЭ РАН, ГЭ), Улан-Удэ (ИМБТ СО РАН), Элисты (КГУ им. Б. Б. Городовикова, КалмНЦ РАН) и Нижнего Новгорода (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова), а также представители Дацана Гунзэчойнэй, издательства «Нартанг» и независимые исследователи. Все иногородние докладчики выступали в дистанционном формате.

По случаю открытия научной встречи к участникам обратилась Попова Ирина Фёдоровна — д. и. н., чл.-корр. РАН, директор Института восточных рукописей РАН, ознакомившая присутствующих с историей тибетологических исследований в ИВР РАН (Азиатском музее). Далее с приветственным словом выступил Бадмаев Буда Бальжиевич, являющийся Дид Хамбо-ламой БТСР, главой Централизованной религиозной организации «Гурбан Эрдэни (Три драгоценности)» и настоятелем СПб Дацана Гунзэчойнэй. Он рассказал о постройке второго буддийского храма в Северной столице (в районе Коломяги), а также о деятельности священнослужителей монастырского комплекса «Гунзэчойнэй».

На утреннем заседании по теме «Современное состояние буддийской традиции. История Тибета. История тибетологии в России» было представлено шесть докладов. Заседание началось с выступления Васильевой Инны Васильевны, исполнительного директора Фонда развития буддийской культуры (ФРБК), координируемого Дацаном Гунзэчойнэй. В презентации она осветила деятельность Санкт-Петербургского Дацана в контексте программы повышения квалификации «Буддизм в России», а также проекты расширения и реконструкции Дацана и других архитектурных памятников Санкт-Петербурга, связанных с историей российского буддизма и буддологии.

Далее из докладов другие участники и слушатели почерпнули много интересных фактов, исследовательских мыслей и научных выводов. Выступающие делились собранным материалом по сочинению Шантидевы «Вступление в деятельность бодхисаттвы» и многочисленным традиционным комментариям к его главам, собранным докладчиком во время длительной командировки в Непал; делали обзор истории появления и распространения ислама в Тибете и его влияния на различные сферы жизни современного Тибета; рассказывали об истории посольства калмыцкого хана Дондук-Даши в Тибете в 1756—1757 гг. и рассматривали ключевые вопросы, связанные с деятельностью калмыцких посланцев в Тибете и историческими последствиями этой дипломатической миссии; представили очерк о Тибете, который по замыслу автора должен был включать в себя введение и шесть глав, посвящённых древнему, средневековому и современному Тибету. Эта часть конференции завершилась докладом сотрудника ИВР РАН, который был посвящён научным связям С. Ф. Ольденбурга в тибетологии, включая его сотрудничество с А. Грюнведелем, Э. Э. Ухтомским и представителями буддийского сообщества России.

В рамках темы дневного заседания «Филология. Источниковедение. Искусствоведение» прозвучало семь докладов. На второй части Чтений также были презентованы лично и дистанционно уникальные материалы. Прозвучал доклад о проведенном сравнительном анализе тибетско-монгольского словаря «Море имён» и классического тибетского грамматического труда «Сумчупа» и проанализированной классификации тибетских слогов, которая была предложена в словаре «Море имён»; была изложена история приглашения Атиши в Тибет в сочинении выдающегося буддийского учёного Кенсур Агван Нимы (1907−1990 гг.) «Светильник размышлений»; представили перевод XI-й главы сочинения монгольского учёного Чахар-геше Лобсанг Цультима (1740−1810 гг.) «Источник всех благ и счастья: жизнеописание великого всеведущего Дже Цонкапы, изложенное лёгким для понимания образом». Ещё одно дистанционное выступление было посвящено транслатологическому ракурсу сопоставительного исследования лексикона ойратской версии «Субхашиты» Сакья-пандиты и её тибетского оригинала. Далее сотрудники ИВР РАН представили собравшимся результаты своей совместной работы по реставрации и изучению ксилографа с буддийскими изображениями и текстом дхарани, хранящегося в Тангутском фонде своего Института. От Государственного Эрмитажа в этот раз доклад содержал материал об идентификации двух деревянных масок цама из Сиккима, находящихся в коллекции музея. В заключительной части участники вместе с последним докладчиком проследили параллели между корейскими буддийскими картинами «квэбуль» и аналогичными произведениями тибетского буддийского искусства.

В анонсируемой программе Чтений на 2022 год также сообщалось об участии Замбалова Цыренжапа Доржиевича — действующего ламы Йонден Соднам из нашего буддийского храма, который планировал рассказать о новых переводческих работах в Дацане Гунзэчойнэй. К сожалению, по состоянию здоровья, уважаемый лама не смог присутствовать на заседании.

По состоявшейся конференции подведены общие итоги и опубликованы в виде отчёта от организатора этого научного заседания. Из них следует, что Одиннадцатые Петербургские тибетологические чтения прошли на высоком научном уровне. Представленные доклады вызвали значительный интерес слушателей и оживлённую дискуссию. Выступающим было передано приглашение опубликовать представленные на конференции материалы в виде статей в издаваемых ИВР РАН научных журналах.

Фотографии принадлежат ИВР РАН (автор — Н. В. Захарова).

Tue, 27 Dec 2022 17:00:00 +0300