Дацан Гунзэчойнэй Паломничество лам Дацана Гунзэчойнэй в легендарный буддийский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии во второй половине декабря 2019 года, встреча с Далай-ламой XIV, обмен договорённостями и подарками.

Предновогоднее «хождение за три моря»: встреча с Далай-ламой и тибетскими Ринпоче

Индия становится ближе: как петербургские буддисты обновили договорённости с монастырём Дрепунг Гоманг.


Путешествие в Индию стало последним в череде поездок, предпринятых ламами Дацана Гунзэчойнэй в минувшем 2019 году. Легендарный буддийский монастырь Дрепунг Гоманг, короткая, но яркая встреча с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, обмен договорённостями и подарками — всё это вместило в себя предновогоднее паломничество к буддийским святыням, длившееся всего неделю, с 18 по 24 декабря 2019 года.

С монастырём Дрепунг Гоманг, существующим в северо-восточной Индии с 1959 года (в качестве возрождённого здесь древнего монастырского комплекса Тибета) петербургский Дацан связывают давние отношения. Делегации монахов и лам Гоманга периодически посещают Санкт-Петербург и становятся нашими желанными гостями. В последний раз тибетские ламы навещали Северную столицу в октябре, но петербургская сангха помнит и приезд достопочтимого Кунделинга Ринпоче, и Дни тибетской культуры, и встречу с 80-м настоятелем Дрепунга, и многое другое. Впрочем, на этот раз в роли гостей довелось выступить самим петербуржцам: небольшая группа лам и прихожан во главе с досточтимым настоятелем Дацана Гунзэчойнэй — Ширээтэ-ламой Будой Бадмаевым отправилась в Индию, чтобы укрепить дружеские отношения, связывающие эти два столь непохожих, но значимых монастыря, принадлежащие к традиции тибетской школы Гелуг.

Надо отметить, что нынешняя российская делегация, отправлявшаяся в Дрепунг Гоманг, формировалась по всей стране и уже по одной этой причине состояла не только из петербуржцев. Основой её стали буддисты Бурятии, Калмыкии и Москвы общим числом около 200 человек, а петербургские гости (коих было десять) просто влились в неё под общее начало Его Святейшества Дид Хамбо-ламы Андрея Дондукбаева, являющегося заместителем главы БТСР (Буддийской Традиционной Сангхи России — прим. ред.) по Забайкальскому краю. Но недаром термин «Гоманг» переводится в некоторых источниках как «многодверный» — тибетский монастырь регулярно привечает у себя сотни паломников, стремящихся сюда со всего мира.

Кстати, «многодверным» он является не потому, что в состав его комплекса входят сразу три колоссальных постройки (Гандэн, Гоман и Лосалинг), а по той причине, что легенда приписывает ламам монастыря, достигшим просветления и понимания пустотности, умение проходить сквозь стены. Для мудрецов такого уровня весь мир напоминает настежь открытые двери, а понятия пространства и времени сильно отличаются от общепринятых. Но, поскольку такое искусство — удел лишь избранных, российская делегация прибыла в Индию самым что ни на есть обычным путем — на поездах и самолетах.

Некогда монастырь окружали джунгли, отступившие от него на почтительное расстояние после трудов, предпринятых тибетскими ламами по расчистке леса. Но совладать с индийской жарой монахи оказались не в состоянии: даже в декабре температура здесь редко опускается ниже +30. Тем не менее, график пребывания гостей из России получился очень насыщенным: делегаты встречались с настоятелями тантрических дацанов, а также с такими значимыми фигурами Дрепунг Гоманга как Кунделинг Ринпоче и Линг Ринпоче, или Бакула Ринпоче, мальчик-перерожденец, который считается странствующим через время одним из 16-ти архатов, некогда входившим в ближайшее окружение Будды Шакьямуни (ныне, как верят буддисты, он воплощается на Земле в 20-й раз).

В один из дней российским буддистам удалось присутствовать на мероприятии с участием Далай-ламы XIV и преподнести ему подарок. «Очень ясный ум, необыкновенная учёность и проницательность, несмотря на 84 года», — характеризует духовного лидера тибетского буддизма настоятель Дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев. По его словам, это и неудивительно — ведь Далай-лама до сих пор ведёт очень активную жизнь и, по его упованиям, надеется прожить до 112 лет.

Интересно, что монастырь Дрепунг Гоманг славится также и тем, что здесь всегда проживало и обучалось большое число выходцев из России — бурят, калмыков и тувинцев (долгое время пост настоятеля Гоман-дацана занимал Агван Нима, бурят по национальности — прим. ред.). И сейчас в индийском монастыре можно встретить множество соотечественников из числа проходящих тут обучение. Для них петербургская делегация передала денежные средства для организации торжественного обеда.

Что касается договоренностей, которые на этот раз вывезли петербуржцы из Индии, то они многообразны: это и приглашение в Петербург новых Ринпоче, которые в следующем году, как мы надеемся, посетят Дацан Гунзэчойнэй, и набор групп среди мирян Северной столицы для кратковременного обучения в Дрепунг Гоманге пяти основным буддийским наукам, среди коих — Цадма (логика), Парчин (праджняпарамита), Ума (мадхъямака), Дзод (абхидхарма), а также Дульва виная (или монашеская дисциплина). Вероятно, такие группы начнут формироваться в Санкт-Петербурге начиная с 2020 года, о чём сайт Дацана оповестит дополнительно.

Домой петербургские буддисты вернулись с целой коллекцией подарков от своих индийских собратьев по вере. Кроме всего прочего каждому ламе на память о тибетском монастыре на северо-востоке Индии были переданы танки с изображением Белой Тары, Будды Медицины, богом богатства Намсараем и другими ликами буддийской иконографии.

Thu, 26 Dec 2019 12:25:00 +0300