Дацан Гунзэчойнэй Праздник Лхабаб Дуйчен - 2022 в Дацане СПб

Праздник Лхабаб Дуйчен: Связь Будды с учениками спустя тысячелетия

14−16 ноября 2022 года последователи традиционного буддизма, в частности, дацаны Сангхи России готовятся встретить одно из главных религиозных событий, связанных с великими деяниями Будды Шакьямуни. Нисхождение Четвёртого Татхагата на Землю — возвращение драгоценного Учителя к людям для продолжения передачи Дхармы.


Один из шести великих праздников у буддистов — Лхабаб Дуйчен встречается в 22-й день 9-го лунного месяца по буддийскому календарю. Этот праздник отмечают буддисты Тибета, Монголии, в буддийских регионах России — Бурятии, Калмыкии, Тыве, в Алтайском и Забайкальском краях и в отдельных городах нашей страны, где есть дацаны с общинами верующих (Москва, Санкт-Петербург). Лхабаб Дуйчен в дословном переводе с тибетского языка означает: «Лха» — бог, божество; «баб» — нисходить, нисхождение; «Дуйчен» — великий праздник, благое или великое время. Этот праздник связан с нисхождением не бога, а именно Будды Шакьямуни как Просветлённого существа с небес Тушита. Для понимания этой традиции обратимся к буддийской идеологии, а именно к Двенадцати деяниям Будды: 1. Пребывание на небесах Тушита и сошествие на Землю; 2. Вхождение во чрево матери; 3. Рождение в Драгоценном человеческом теле; 4. Овладение искусствами в совершенстве; 5. Праздная жизнь царевичем; 6. Отречение от престола будучи наследником; 7. Аскеза; 8. Близость Просветления — осознание Срединного пути; 9. Покорение четырёх мар; 10. Достижение Просветления; 11. Вращение Колеса Учения — три поворота; 12. Уход в Паринирвану. Первое нисхождение с неба Тушита Будды Шакьямуни — с мирским именем Сиддхартха Гаутама — относится ко второму и третьему деяниям, верующие празднуют это в Дончод хурал (торжество в честь трёх важнейших событий в жизни Будды — Рождение, Просветление, уход в Паринирвану). В день Лхабаб Дуйчен буддисты отмечают его следующее нисхождение, когда уже будучи Пробуждённым Будда вновь направился на небеса 33-х божеств и затем вернулся обратно на Землю по молитвенным просьбам своих ближайших учеников, это событие свершилось по времени между одиннадцатым и двенадцатым великими деяниями.

«Считается, что сначала Будда пребывал как наместник в Гандене, в Тушите, затем спустился на Землю, — рассказал редакции сайта уважаемый лама Йонден Соднам. — К слову, в этот момент наместником в данной небесной обители богов стал Будда Грядущего времени — Майтрейя, после явления в человеческом мире которого его место займёт следующий, шестой Будда. Между одиннадцатым и двенадцатым деяниями Шакьямуни узнаёт, что его мать по крови, которая умерла спустя немного времени после родов (Будду воспитывала названная мать), переродилась в раю Тушита. Мы говорим о царице Махамайе — „Великой Майе“. Будда уже начал даровать Дхарму своим ближайшим ученикам на Земле, но решил направиться обратно в обитель 33-х богов и передать Истину Учения своей матери для освобождения её от сансары и также прочим обитателям Тушиты. Преданные первые ученики — архаты (в переводе с санскрита — „достойные“) самого Гаутамы молились и просили Великого Будду вернуться к людям и продолжать вращать Колесо Учения здесь, на Земле. Вспомним о буддийской традиции проведения обширного семеричного ритуала с подношением и обращением к учителям — он берёт начало с тех древних времён и связан как раз с практикой шестнадцати архатов по отношению к Будде. Будда решает спуститься с небес Тушита обратно в мирскую жизнь, сохраняя Пробуждённое сознание и продолжая поворот Колеса Учения».

Есть известная статуя Сандалового Будды — Зандан Жуу в Республике Бурятия, высота которой более 2-х метров, создана из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны. Дата её возникновения исчисляется с тех древних времён возвращения Шакьямуни на Землю. Мастер при создании изваяния из сандала не мог смотреть на самого Будду в момент его нисхождения, он увидел отражение лика Великого Учителя на водной поверхности реки и запечатлел в своём творении. Руки Будды были так же в положении мудры учения. До прошлого века находилась в Китае и периодически разворачивалась в сторону нашей страны, что было воспринято как предсказание поворота Колеса Учения на север, поэтому статую перевезли. В настоящее время древняя святыня размещается в Эгитуйской Дацане (Еравнинский район, Бурятия).

Итак, праздник Лхабаб Дуйчен, как уже было пояснено выше, связан непосредственно с данным деянием Будды — нисхождением с неба Тушита на Землю обратно после молитвенных просьб его ближайших 16-ти архатов. И практика в основной день торжества, который в 2022 году состоится 15 ноября, посвящена именно этим ученикам. «Она так и называется в переводе с тибетского языка — „Совершается подношение шестнадцати архатам, которые проводили прошение к возвращению Будды с небес Тушита“, ритуальные тексты взяты из книги „Всевозникновение всех высших сиддх (способностей), способствующих достижению состояния Просветления Будды, которому воззвали 16 архатов“, — процитировал лама Йонден Соднам. —  Главный одноимённый молебен Лхабаб Дуйчен состоит из ритуальных и молитвенных частей, хурал включает в себя: семеричный ритуал, начинающийся с подношения мандалы и омовения; священный текст раскаяния перед 35-ю буддами; подношение каждому из шестнадцати архатов по отдельности в виде мандалы и совершение омовения; далее происходят ещё 4 вида подношений, это отдельная практика — первое предназначено шестнадцати ближайшим ученикам Будды, следующее для четырёх махарадж (великих кармических божеств) и других десяти защитников Учения, третье подносится всем живым существам 6-ти видов, а последнее — хозяевам местности. Далее ламы прочитывают обширные благопожелания, в частности, 70 великих благопожеланий. Польза для прихожан от присутствия и косвенного участия в таком хурале заключается в том, что у людей остаются благие отпечатки Дхармы в сознании, происходит тонкая связь с Учителем — Буддой, умиротворяются личные омрачения».

Фото песочной мандалы Будды Шакьямуни, созданной в Дацане Гунзэчойнэй на благо всех живых существ
петербургскими и московскими ламами в мае 2022 года.


Остановимся подробнее и на двух других днях праздника в 2022 году — на предшествующем основной дате (14 ноября) и заключительном (16 ноября).

По буддийской традиции в первый день любого большого религиозного праздника у буддистов, являющихся последователями тибето-монгольского направления Учения, сопровождается специальным хуралом Ганжур (14.11.2022 г.). Как и Трипитака, свод раннебуддийских священных текстов V—III вв. до н. э., созданных вскоре после просветления Будды Шакьямуни, Ганжур представляет собой свод священных текстов — буддийских сутр (108 томов). Таким образом, речь о палийском или санскритском каноне.

«Во время хурала ламы декламируют основные сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в Ганжур, — продолжил рассказ лама Йонден Соднам. — Трипитака трёхчастная представлена Сутра-питакой, или Сутта-питакой — собранием самих сутр, Винайя-питакой — сводом монашеских правил и Абхидхарма-питакой (Абхидхамма-питакой) — объяснением законов существования Вселенной и мироздания в целом. Именно в Ганжуре в начале сутр представлено начальное поклонение для понимания читающего, к какому из трёх разделов относится данная конкретная сутра. Если, например, написано о поклонении буддам и всем бодхисаттвам, значит, далее будет диалог с ответом на вопрос от Татхагаты Шакьямуни, вышедшего из состояния самадхи. Следовательно, мы читаем сутру, относящуюся к первой из трёх корзин, а именно, Сутта-питаке. Если читается Винайя-питака, собрание сутр, повествующих о монашеском кодексе в целом и обетах — монашеских, тантрических, повествовать о канонах которых может только сам Будда, тогда в самом начале будет написано о поклонении Татхагатам прошлого. И в последней, Абхидхарма-питаке, говорящей о мироздании и крайне сложной для постижения, изначально будет поклонение Манджушри: законы кармы, существование трёх сфер и как они зарождаются и другое — всё это взаимосвязано между собой и взаимодействует, чтобы практик имел соответствующие условия и подготовленное сознание для восприятия таких знаний, обращаются к Будде мудрости за его благословением. Так в Дацанах ламы по оглавлению сутр понимают, из какой конкретно питаки они будут цитировать священный текст. На хурале Ганжур декламируются разные сутры».

В третий праздничный день, а именно 16.11.2022 г., будет проведён Сахюусан хурал с поклонением и прошением у Защитников Учения — Гомбо, Лхамо, Жамсаран. Гомбо — это Махакала (в буддийской традиции Ваджраяна), Лхамо — богиня Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран — красный защитник.

«Этот хурал строится по такому же принципу, что и ежедневный молебен Сахюусан. Кратко об этом тантрическом ритуале: мы сначала очищаем внутренний сосуд, соотносящийся с каждым из трёх Защитников, то есть делаем внутреннее подношение, затем очищаем внешний сосуд по такому же принципу, совершая внешнее подношение. Далее осуществляем подношение Защитникам Учения и просим об их проявлении. При присутствии Сахюусанов происходит стадия раскаяния перед каждым из них, делается обширное подношение и поклонение, восхваление Защитников с подношением им золотого напитка и принятием далга (призывание блага). Стоит отметить, что такая практика носит индивидуальный характер и поэтому предполагает непосредственное участие практикующего, по сути — он и должен её осуществлять сам. Какова же польза для наблюдателей — прихожан, которые не совершают сами необходимых ритуальных действий и, возможно, не имеют такого посвящения, либо пока ещё далеки от буддизма? Действительно, изначально, это была частная практика, как и практика любого йидама. А данные священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющий ритуал священнослужитель обращается не от своего лица, а с позиции „мы“: „мы здесь и сейчас все присутствующие…“, „все мы обращаемся…“, „все мы раскаиваемся…“ и так далее. Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо, тоже получают свою пользу — они реализуют личное намерение, сосредоточены на происходящем священном действе, направляют свой ум к Дхарме. К Сахюусанам, как правило, обращаются с четырьмя просьбами, потому что они обладают четырьмя активностями (возможностями): 1) Умиротворяющая; 2) Увеличивающая, преумножающая; 3) Подавляющая; 4) Уничтожающая. Обращения с просьбами к Защитникам Учения строятся примерно таким образом: умиротворите наши болезни, препятствия на духовном и жизненном пути, кармические отпечатки и т. д.; затем просим всё, что связано с нашей жизнью и благодетельностью, духовностью, благами преумножить; после направляем обращение к подавляющей активности для устранения собственных омрачений и неведения, чтобы Гомбо, Лхамо, Жамсаран наделили нас такой же силой; и завершаем ритуал просьбой о нейтрализации, разрушении всех имеющихся внешних негативных воздействий (наговоров, порчи и других). С точки зрения практичной, считается, что Защитники Учения очень скоры на помощь обычным людям, верующим».

РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИКА ЛХАБАБ ДУЙЧЕН В ДАЦАНЕ ГУНЗЭЧОЙНЭЙ:

14 ноября в 15:00
ХУРАЛ ГАНЖУР

В первый день праздника хурал будет посвящён прочтению ламами Дацана отдельных Сутр из свода Слов (Учения Будды) — «Ганжур».


15 ноября в 10:00 и 15:00

ХУРАЛ ЛХАБАБ ДУЙЧЕН

В основной день праздника величественный хурал будет проходить в двух частях:

10:00 — Ритуал приглашения Архатов. Благодарная память о встрече ими Будды Шакьямуни после спуска Великого Учителя из мира 33-х небожителей.

15:00 — Найдан чого. Ритуал подношения восхваления 16-ти Архатам. Во время дневного хурала можно будет освятить буддийские религиозные предметы и атрибутику для домашнего алтаря.


16 ноября в 10:00

САХЮУСАН ХУРАЛ: ГОМБО, ЛХАМО, ЖАМСАРАН

В заключительный день торжества пройдёт хурал с обращением к Защитникам Учения.


Полное расписание хуралов и ритуалов на ноябрь 2022 года, которые запланированы в Дацане Гунзэчойнэй, опубликовано здесь.

Вы можете оставить свои записки на хуралы в эти три праздничных дня в алтарном зале Дацана или отправить их через наш сайт, перейдя по ссылке.

На сайте эти прошения доступны для заказа ограниченное время и отключаются заранее до даты торжественного хурала, чтобы ламы успели обработать их.

На главный молебен Лхабаб Дуйчен можно просить о благополучии живых или о лучшем перерождении усопших (оформляются отдельными записками).

Трансляции в прямом эфире хуралов из Дацана Гунзэчойнэй проходят на нашем канале в YouTube, на сайте и в группе ВКонтакте.

Пожертвования петербургской общине лам и Дацану просим отправлять через сайт — в разделе «ПОЖЕРТВОВАНИЯ» (сделать перевод) или воспользоваться специальными ящиками в алтарном зале нашего буддийского храма.

Приглашаем всех в Дацан Гунзэчойнэй в праздничные дни, чтобы разделить с нами радость этого события! Поистине сострадающий Будда Шакьямуни когда-то низошел на Землю обратно к людям и Колесо Учения продолжило своё благостное вращение для всех живущих!

Адрес Дацана в Санкт-Петербурге: Приморский проспект, д. 91. (метро: Старая Деревня, Чёрная речка). Схема проезда


Сердечно благодарим за информационную помощь уважаемого
ламу Йонден Соднам (Цыренжапа Замбалова) из Санкт-Петербургского Дацане Гунзэчойнэй!

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, из открытых источников в Интернете.

Статья обновлена 15.11.2022 г.

Sat, 05 Nov 2022 08:00:00 +0300