Для всех
Обратите внимание, что служба состоится в среду — в нерабочий день Дацана Гунзэчойнэй, поэтому храм будет открыт для прихожан только на время молебна.
Изначально Зул, считающийся традиционным калмыцким Новым годом, имеет очень древние народные корни. Позднее праздник был приурочен также к кончине одного из Великих тибетских лам — Чже Цонкапа (Цонхаве — в ином звучании). Великий подвижник Тибета 14-го века, он посвятил свою жизнь духовной практике, самосовершенствованию, изучению трудов
Духовное содержание праздника Зул в Калмыкии, как и в буддийском Учении в целом, сводится к главному аспекту — достижение мира как во внешней окружающей среде, так и во внутреннем пространстве каждого человека, и приведение этого к гармонии. В основной день торжества в домах по всей Республике с утра зажигают лампады, с чем связано и калмыцкое название праздника (в переводе означает «лампада»), готовят вкусные угощения. В традиционной калмыцкой кухне есть такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Все одетые в нарядные праздничные одежды ходят в гости к родственникам и друзьям, угощают и поздравляют друг друга. В буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения.
История связи этого события с наступлением нового календарного года в Республике и с отсчётом личного года в жизни восходит к тому периоду, когда у калмыков ещё не было понятия «День рождения» и следующий год начинался сразу после отмечания праздника Зул. Поэтому ещё полноправно считается день калмыцкого Зула хурала общенациональным Днём рождения народа — главным торжеством, объединяющим духовно и исторически жителей этой территории страны.
Ещё одной традицией в основе встречи Калмыцкого Нового года является проведение особого ритуала для продления жизни и долголетия в преддверии этого национального праздника.
Этот буддийский ритуал включает в себя прочтение ламами при участии мирян священных текстов с обращением к трём божествам долгой жизни. Три Божества в тибетском буддизме, которых практикуют для продления жизни, представлены Просветлёнными созданиями: Белая Тара, Будда Амитаюс (Будда Амитабха) и Ушнишавиджайя (Намгьялма).
Белая Тара (на тибетском — Долкар), именуемая как «Матерь всех Будд», самое почитаемое буддийское божество в Тибете, Монголии и Бурятии. Олицетворяет исключительные качества трансцендентной чистоты, мудрости, сострадания в материнском аспекте ко всем без исключения. Является божеством для медитативного созерцания, к её опыту
Мантра Белой Тары:
Ом Таре Туттаре Туре Мама Аюр Пунье Джняна Пуштим Куру Соха (слог «Мама» можно заменять на имя близкого человека).
Будда Амитаюс является реализацией божественного тела в положении глубокой медитации Будды Амитабха, или Будды Безграничного Света (его самбхогакая-формой). В буддизме Амитаюса причисляют к пантеону божеств долголетия и называют Буддой Безграничной жизни.
По преданию, именно Будда Амитабха озадачился отыскать метод контроля над временем, а также сохранения, накопления и, при необходимости, восполнения жизненных сил для обеспечения долгой, здоровой жизни, благодаря чему будет возможно получить все блага духовных практик. Так Амитабха создал молитву, сила и действие которой распространились на все миры Вселенной, достигнув высочайшего бесформенного уровня Тела Вселенской Истины (на санскрите — дхармакая). И в этом райском мире божеств, из чистого лотоса появился защитник всех живых существ, дарующий возможность жить долго, — Будда Амитаюс. Он распространял свою силу продления жизни, а его эманации направляли совершенное сияние на всю Вселенную. Одной из эманаций Будды Амитаюса является Гуру Падмасамбхава.
Мантра Будды Амитаюса:
Ом Амарани Дзивандийе Соха
Ушнишавиджайя (на санскрите, в тибетском звучании — Намгьялма, в буквальном переводе означает «Победа»), также известная как Виджая, в буддизме признана богиней долгой жизни. Практика Ушнишавиджайи очень эффективна в устранении препятствующих факторов для долгой жизни. Она помогает в очищении от последствий неблагих (неблагоразумных) деяний тела, речи и ума, также излечиться от тяжёлых заболеваний разной этимологии. Считается, что она оказывает защиту от восьми видов страха и от рождения в нижних мирах, нейтрализуя последствия омрачений и грубых привязанностей — к еде, страсти, чувству превосходства над другими
Мантра Ушнишавиджайя:
Ом Друм Соха. Ом Амрита Аюрдаде Соха
Трансляция прямого эфира ритуала из Дацана Гунзэчойнэй будет доступна для просмотра на нашем сайте и в группе ВКонтакте.
На ритуал Целха Намсум и Зула хурал можно написать записки с именами вашим и живущих близких непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй и перед службой передать ламам.
В большие буддийские праздники верующие особенно стараются поддержать Дацан и
Ваши пожертвования (денежные подношения) просим отправлять через этот сайт — в разделе «ПОЖЕРТВОВАНИЯ» (сделать перевод) или воспользоваться специальными ящиками в алтарном зале нашего Петербургского буддийского храма «Гунзэчойнэй».
В заключении, с большой радостью весь калмыцкий народ с праздником Зула поздравляет досточтимый Дид
Ом Мани Падме Хум!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй и автора Елена Данченко.