Священный Сага Дава (по-тибетски, на санскрите — Вайшакха, пали — Весак, на бурятском языке — Буянта һара) начинается с первого числа четвертого месяца по буддийскому лунному календарю и заканчивается в полнолуние следующего месяца. В текущем году по григорианскому календарю этот период приходится с 9 мая по 7 июня. Его называют так, потому что в этом месяце Солнце находится в созвездии Вайшакха, ясно проявляющейся в полнолуние.
Буддисты в этот месяц посвящают себя накоплению благих заслуг, поскольку именно в Сага Дава добродетели преумножаются в сто тысяч раз. Это связано с тем, что Будда Шакьямуни именно в этот период проявил три великих деяния в разные годы и дни, но в один и тот же месяц: рождение в нашем земном мире, достижение полного Просветления, уход в Махапаринирвану.
Верующие в месяц Весак и особенно в главный день Дончод хурала практикуют духовно, начитывают мантры, совершают восхваления и подношения Буддам и бодхисаттвам, посещают священные места и делают гороо вокруг дацанов, ступ и песочных мандал, простирания, проявляют щедрость через помощь нуждающимся и пожертвования. Стараются воздерживаться от употребления в пищу мяса на весь период или берут обет на короткий срок. И конечно, чистота сознания, тела, речи, поэтому полностью отказываются от спиртных напитков и курения. В целом, буддисты стараются соблюдать 10 добродетелей и не совершать 10 недобродетелей.
Статуя Будды, являющего жест бесстрашия. Подарена Дацану Гунзэчойнэй королём Сиама.
Скульптура находится в алтарном зале Петербургского Дацана.
Основное празднование этих деяний в Буддийской Традиционной Сангхе России проводят в полнолуние, в 15-й лунный день священного времени. И главное религиозное торжество называют, Сага Дава Дучен (на тибетском), Будда Пурнима (на санскрите), или в более привычном для российских буддистов в бурятском варианте звучания — Дончод хурал. В целом, этот праздник можно понимать как «праздник месяца Сага, посвященный Будде в полную луну» (Пурнима в прямом переводе означает полнолуние). Именно в этот день, 15-е лунные сутки по буддийскому календарю, отмечают эти три великих события Будды Шакьямуни и проводят торжественный хурал (молебен), называемый Дончод. Хотя трудимся над духовными заслугами весь священный месяц.
В Петербургском Дацане Гунзэчойнэй с 22 по 24 мая 2024 года будут проведены особые службы в честь Дончод хурала.
22 мая, 14 лунный день, среда
15:00 хурал Ганжур
По буддийской традиции в первый день любого большого религиозного праздника у буддистов, являющихся последователями
Во время хурала ламы декламируют основные сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в Ганжур. Трипитака трёхчастная представлена
23 мая, 15 лунный день, четверг
10:00 и 15:00 хурал Дончод
16:00 дарование буддийского Прибежища
Второй день праздника всегда проводится в 15-е лунные сутки. Он считается основным. Буддисты вспоминают и отдают своё почтение жизненному пути Будды Шакьямуни, как основному примеру для постигающих его Учение и идущих по пути сострадания ко всем живым существам.
Ламы на хуралах будут читать тексты «Донба Тувби Чагчод», «Гандан Шунсранма», подношение Мандалы, восхваление, чтение Сутр и текстов Учения Будды, 1000 подношений и другие. От слушания Учения Будды, благородной сутры происходит великая польза для блага всех живых существ, поскольку человек создает причины избавления от страданий, в том числе причиняемых невидимыми демонами и злыми духами в этой и следующих жизнях. Почитание и обращение к сутрам даже путём прослушивания способствует накоплению благих заслуг, в этот день приумножающихся в миллионы раз. Плоды таких заслуг помогают достичь состояния Будды. Постижение Дхармы есть путь избавления от страданий. Поэтому услышав Учение Великого Будды, почитая лам читающих, мы уже обретаем огромные заслуги для освобождения из сансары. Практикуя в день Весак, мы создаём благоприятные условия для существенного шага вперёд в духовном продвижении и к благосостоянию.
Мантра Будды Шакьямуни: ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИ ШАКЬЯ МУНИЕ СОХА.
Можно обратиться к любому ламе в Петербургском Дацане для передачи мантры и благословения для её прочтения.
Основной день хурала Дончод также отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах. В этот день принято совершать «гороо» — круговой обход вокруг дацана или ступы по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения тела, речи и ума. Рекомендуемое количество гороо — 3, 7, 21 или 108 раз.
Сразу после дневного молебна, примерно в 16 часов, в алтарном зале досточтимый ширээтэ Петербургского Дацана лама Джампа Доньёд (Буда Бальжиевич Бадмаев) проведёт ритуал для желающих полноценно приобщиться к буддийской практике — он дарует буддийское Прибежище, на котором миряне примут обеты буддиста.
24 мая, 16 лунный день, пятница
10:00 и 15:00 хурал Сахюусан: Гонбо, Лхамо, Жамсаран
В третий праздничный день проводится Сахюусан хурал с поклонением и прошением у Защитников Учения — Гонбо, Лхамо, Жамсаран. Гонбо — это Махакала (в буддийской традиции Ваджраяна), Лхамо — богиня Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран — Красный Защитник.
Этот хурал строится по такому же принципу, что и ежедневный молебен Сахюусан. Кратко об этом тантрическом ритуале: мы сначала очищаем внутренний сосуд, соотносящийся с каждым из трёх Защитников, то есть делаем внутреннее подношение, затем очищаем внешний сосуд по такому же принципу, совершая внешнее подношение. Далее осуществляем подношение Защитникам Учения и просим об их проявлении. При присутствии Сахюусанов происходит стадия раскаяния перед каждым из них, делается обширное подношение и поклонение, восхваление Защитников с подношением им золотого напитка и принятием далга (призывание блага). Стоит отметить, что такая практика носит индивидуальный характер и поэтому предполагает непосредственное участие практикующего, по сути — он и должен её осуществлять сам. Какова же польза для наблюдателей — прихожан, которые не совершают сами необходимых ритуальных действий и, возможно, не имеют такого посвящения, либо пока ещё далеки от буддизма? Действительно, изначально, это была частная практика, как и практика любого йидама. А данные священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющий ритуал священнослужитель обращается не от своего лица, а с позиции «мы»: «мы здесь и сейчас все присутствующие…», «все мы обращаемся…», «все мы раскаиваемся…» и так далее. Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо, тоже получают свою пользу — они реализуют личное намерение, сосредоточены на происходящем священном действе, направляют свой ум к Дхарме. К Сахюусанам, как правило, обращаются с четырьмя просьбами, потому что они обладают четырьмя активностями (возможностями): 1) Умиротворяющая; 2) Увеличивающая, преумножающая; 3) Подавляющая; 4) Уничтожающая. Обращения с просьбами к Защитникам Учения строятся примерно таким образом: умиротворите наши болезни, препятствия на духовном и жизненном пути, кармические отпечатки
Прошение в виде записок с именами живущих близких и родных можно передать ламам в алтарном зале или заказать через сайт на этой странице.
Присоединяйтесь к прямым эфирам этих молебнов из Дацана Гунзэчойнэй через любую нашу официальную веб-площадку: на сайте, на канале в YouTube, в группе ВКонтакте.
При желании сделать посильное денежное пожертвование
— Традиционными ящиками для подношений в алтарном зале главного здания нашего храма.
—
— Реквизитами для перевода, размещёнными здесь.
В назначении платежа или в примечании к переводу (при наличии такой графы) обязательно напишите «Пожертвование».
Все собранные денежные средства от прихожан в виде пожертвований и за записки будут направлены на строительство Буддийского
Поздравляем всех прихожан Петербургского Дацана и верующих с этим великим днём!
Сарва Мангалам!
Да будет благо и счастье!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй и автора Елизавета Боровина.