Дацан Гунзэчойнэй Хурал о долголетии Далай-ламы XIV в его День рождения

Почтенный вероучитель Далай-лама XIV встречает своё 87-летие

Ежегодно, 6 июля, буддисты Тибета и все последователи северного буддизма в мире самостоятельно и на службах в буддийских храмах читают молитвы о долголетии и обращают свои самые наилучшие пожелания главному духовному практику Дхармы наших дней.


День рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV-го — это единственное буддийское событие, которое отмечают по общепринятому, не лунному, календарю.

Буддисты признают в нём земное воплощение самого Будды Сострадания — Авалокитешвары (Ченрезига). Вообще, в буддийской традиции существует понимание, что все Далай-ламы являются продолжением друг друга, перерождаясь из жизни в жизнь в новом физическом теле и в новом месте (преимущественно на территории Тибета, Китая или Монголии), при этом сохраняется единая память высокоразвитого существа. Это явление связано с процессом реинкарнации. Существует целая система особых признаков, по которым буддийские священнослужители разыскивают новое воплощение Далай-ламы.

По преданиям, предыдущий Далай-лама 13-й в эпоху своего пребывания в нашем мире оставил особое описание с указанием точного места своего следующего появления, что впоследствии было наглядно подтверждено. Так в 1937 году в тибетскую деревню Такцэр, расположенную на северо-востоке Тибета, в провинции Амдо (теперь в составе китайской провинции Цинхай), прибыла группа лам для встречи с переродившимся Далай-ламой.

«Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто ещё не учил этому. Всё, что я говорил ламе, давало ему основания полагать, что он, наконец, нашёл перерождение, которое искал».
(Из воспоминаний Далай-ламы XIV-го в своей книге «Моя земля и мой народ»).

Четырёхлетний Тэнзин Гьяцо прошёл череду соответствующих проверок, после которых был признан Перерожденцем Далай-ламы XIII-го. В октябре 1939 года Его Святейшество покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. Надо отметить, что внешние условия, несмотря на официальные преграды, в результате благоприятствовали этому: тогда восточный район Тибета, где находилась деревня Такцэр, контролировался Китаем, поэтому понадобилось провести длительные переговоры между тибетским правительством и местной администрацией, чтобы юному просветителю Дхармы удалось покинуть родные края.

22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибетского государства, состоялась Церемония его возведения на престол с провозглашением Далай-ламой XIV-м и главой всех тибетских буддистов.

Его Святейшество проходил обучение в зимней и летней резиденциях Далай-ламы (в Потале и Нор-бу Линге) по традиционной системе. Программа его обучения состояла из «Пяти больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «Пяти малых наук» (поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и словесность). В двадцатичетырёхлетнем возрасте Далай-лама сдавал многочисленные экзамены поэтапно, завершающие из которых проходили в первом в Тибете буддийском храме Джокханг, существующем с 641 года. Они были приурочены к Великому празднику Монлам Ченмо. После блестящего прохождения всех испытаний его знаний в присутствии 20 000 учёных-монахов, Далай-лама, Тэнзин Гьяцо, получил высшее звание доктора богословия, геше-лхарамба.

С 1959 года действующий Далай-лама пребывает в Индии, в городе Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш), где располагается главная резиденция Его Святейшества.

Далай-лама XIV в юности.


Его Святейшество прибыл в Индию, 1959 год.

«С самого начала нашей практики мы должны постараться выработать внутреннюю дисциплину, не позволяющую нам совершать дурные разрушительные деяния и помогающую взращивать в себе простые добродетели: доброту, терпение, отказ от насилия и другие. Вместо чтения некоторых литературных творений, содержание которых не даёт ничего ни уму, ни сердцу, следует уделить внимание изучению жизнеописаний великих духовных наставников прошлого и трудов, написанных ими. Мы должны отслеживать все проявления тела, речи и ума, и наполнить жизнь духовной практикой, храня её как великую драгоценность сердца, а не украшение, которым щеголяют перед другими. Тибетцы говорят на этот счёт: „Измени свой ум, а остальное пусть останется прежним“. Это чрезвычайно полезный совет для начинающих».

«Усердие — непременное условие успешного продвижения в духовной практике. При отсутствии усердия интеллектуальные способности не дадут необходимых результатов, тогда как усердие в отсутствие высокоразвитого интеллекта, напротив, позволяет продвигаться в обучении и практике до тех пор, пока не удастся преодолеть ограниченность интеллекта. Усердие придаёт силу и значимость каждой поставленной задаче, помогая завершить любое предпринятое начинание».

«Настоящая любовь основана не на привязанности, а на альтруизме. Если у вас такая любовь, то страдание всегда будет вызывать в вашем сердце ответное сострадание. И так будет всегда, пока есть в мире страждущие».

«Альтруизм неразрывно связан с любовью и состраданием. Это чувство, которое поднимается из самых глубин вашего сердца и не позволяет спокойно переносить страдания других, ничего не предпринимая, чтобы их облегчить. Чем сильнее сострадание, тем твёрже намерение посвятить себя благу всех существ, пусть даже вам придётся действовать в одиночку. С такой мотивацией вы сможете служить другим без предубеждённости, не беспокоясь о том, как они ответят на вашу заботу».

«Люди нередко путают сострадание с жалостью и несколько свысока смотрят на человека, вызывающего сострадание. Я думаю, это неправильно. Подлинное сострадание должно рождаться из осознания того, что все существа, как и мы сами, желают счастья и не хотят страданий. Если мы осознаём это, то, становясь свидетелями страданий других существ, сумеем испытать искреннее сочувствие и сопричастность. Таково истинное сострадание, побуждающее нас брать на себя ответственность за других и проявлять искреннюю заботу об их благополучии. В его основе, таким образом, лежит признание того, что по сути своей все мы равны, и неподдельное уважение к присущему другим существам естественному стремлению к счастью и устранению страданий. Мы признаём их право на то, чтобы эти стремления стали реальностью».

«Я заинтересован не в том, чтобы обратить других в буддизм, но в том, чтобы понять, чем буддисты, опираясь на свои воззрения, могут помочь человеческому обществу. Полагаю, что представители других вероисповеданий также мыслят в этом ключе, желая внести свой вклад в достижение общей цели.
Помня о том, что верующие разных религий временами вступали в споры друг другом, вместо того чтобы сосредоточиться на том, как служить общему делу, я во время своего пребывания в Индии использовал любую возможность встретиться с христианскими монахами — католиками и протестантами, — а также с мусульманами, иудеями и, конечно, со множеством индуистов. Мы встречаемся, молимся вместе, медитируем вместе и обсуждаем философские идеи, подходы и техники, применяемые в их религиях. Я проявляю большой интерес к христианским практикам, к тому, чему я могу научиться и что перенять у их традиции. Подобным образом и в буддийской системе, возможно, есть компоненты, например техники созерцания, которые могут быть применены и в христианской церкви».

ЕС Далай-лама XIV.

В киоске нашего буддийского храма всегда представлены книги под авторством Далай-ламы и других автором о нём.


Мы приобщаемся в этот день к миллионам сердечных пожеланий крепкого здоровья, долгих лет жизни и благополучия драгоценному учителю Дхармы, духовному наставнику для многочисленных верующих-буддистов, истинному примеру искреннего сострадания, доброты, любви ко всем живым существам!

Молитва о долголетии Его Святейшества Далай-ламы XIV

Также можно начитывать одну из древнейших мантр сострадания в буддизме Махаяны:
Ом Мани Падме Хум


В Санкт-Петербургском Дацане Гунзэчойнэй 6 июля в 15:00 ко Дню рождения Далай-ламы
XIV-го пройдёт специальный хурал (молебен) с благопожеланием долголетия Его Святейшеству.

Присоединяйтесь к молитвенной практике лам Петербургского Дацана!

Адрес храма: Санкт-Петербург, пр. Приморский, д. 91 (схема проезда)

Это можно сделать и удалённо: через прямой эфир из Дацана на сайте, на странице трансляций, либо на канале в YouTube или в группе ВКонтакте.



Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор Саян Цыбиков, Елизавета Сафина), из открытых источников в Интернете.

Видеооператор трансляции: Ян Тимофеевский.

Wed, 06 Jul 2022 09:00:00 +0300