День рождения Его Святейшества
Буддисты признают в нём земное воплощение самого Будды Сострадания — Авалокитешвары (Ченрезига). Вообще, в буддийской традиции существует понимание, что все
По преданиям, предыдущий
«Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто ещё не учил этому. Всё, что я говорил ламе, давало ему основания полагать, что он, наконец, нашёл перерождение, которое искал».
(Из воспоминаний
Четырёхлетний Тэнзин Гьяцо прошёл череду соответствующих проверок, после которых был признан Перерожденцем
22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибетского государства, состоялась Церемония его возведения на престол с провозглашением
Его Святейшество проходил обучение в зимней и летней резиденциях
С 1959 года действующий
Его Святейшество прибыл в Индию, 1959 год.
«С самого начала нашей практики мы должны постараться выработать внутреннюю дисциплину, не позволяющую нам совершать дурные разрушительные деяния и помогающую взращивать в себе простые добродетели: доброту, терпение, отказ от насилия и другие. Вместо чтения некоторых литературных творений, содержание которых не даёт ничего ни уму, ни сердцу, следует уделить внимание изучению жизнеописаний великих духовных наставников прошлого и трудов, написанных ими. Мы должны отслеживать все проявления тела, речи и ума, и наполнить жизнь духовной практикой, храня её как великую драгоценность сердца, а не украшение, которым щеголяют перед другими. Тибетцы говорят на этот счёт: „Измени свой ум, а остальное пусть останется прежним“. Это чрезвычайно полезный совет для начинающих».
«Усердие — непременное условие успешного продвижения в духовной практике. При отсутствии усердия интеллектуальные способности не дадут необходимых результатов, тогда как усердие в отсутствие высокоразвитого интеллекта, напротив, позволяет продвигаться в обучении и практике до тех пор, пока не удастся преодолеть ограниченность интеллекта. Усердие придаёт силу и значимость каждой поставленной задаче, помогая завершить любое предпринятое начинание».
«Настоящая любовь основана не на привязанности, а на альтруизме. Если у вас такая любовь, то страдание всегда будет вызывать в вашем сердце ответное сострадание. И так будет всегда, пока есть в мире страждущие».
«Альтруизм неразрывно связан с любовью и состраданием. Это чувство, которое поднимается из самых глубин вашего сердца и не позволяет спокойно переносить страдания других, ничего не предпринимая, чтобы их облегчить. Чем сильнее сострадание, тем твёрже намерение посвятить себя благу всех существ, пусть даже вам придётся действовать в одиночку. С такой мотивацией вы сможете служить другим без предубеждённости, не беспокоясь о том, как они ответят на вашу заботу».
«Люди нередко путают сострадание с жалостью и несколько свысока смотрят на человека, вызывающего сострадание. Я думаю, это неправильно. Подлинное сострадание должно рождаться из осознания того, что все существа, как и мы сами, желают счастья и не хотят страданий. Если мы осознаём это, то, становясь свидетелями страданий других существ, сумеем испытать искреннее сочувствие и сопричастность. Таково истинное сострадание, побуждающее нас брать на себя ответственность за других и проявлять искреннюю заботу об их благополучии. В его основе, таким образом, лежит признание того, что по сути своей все мы равны, и неподдельное уважение к присущему другим существам естественному стремлению к счастью и устранению страданий. Мы признаём их право на то, чтобы эти стремления стали реальностью».
«Я заинтересован не в том, чтобы обратить других в буддизм, но в том, чтобы понять, чем буддисты, опираясь на свои воззрения, могут помочь человеческому обществу. Полагаю, что представители других вероисповеданий также мыслят в этом ключе, желая внести свой вклад в достижение общей цели.
Помня о том, что верующие разных религий временами вступали в споры друг другом, вместо того чтобы сосредоточиться на том, как служить общему делу, я во время своего пребывания в Индии использовал любую возможность встретиться с христианскими монахами — католиками и протестантами, — а также с мусульманами, иудеями и, конечно, со множеством индуистов. Мы встречаемся, молимся вместе, медитируем вместе и обсуждаем философские идеи, подходы и техники, применяемые в их религиях. Я проявляю большой интерес к христианским практикам, к тому, чему я могу научиться и что перенять у их традиции. Подобным образом и в буддийской системе, возможно, есть компоненты, например техники созерцания, которые могут быть применены и в христианской церкви».
ЕС
В киоске нашего буддийского храма всегда представлены книги под авторством
Мы приобщаемся в этот день к миллионам сердечных пожеланий крепкого здоровья, долгих лет жизни и благополучия драгоценному учителю Дхармы, духовному наставнику для многочисленных
Молитва о долголетии Его Святейшества
Также можно начитывать одну из древнейших мантр сострадания в буддизме Махаяны:
Ом Мани Падме Хум
В
Присоединяйтесь к молитвенной практике лам Петербургского Дацана!
Адрес храма:
Это можно сделать и удалённо: через прямой эфир из Дацана на сайте, на странице трансляций, либо на канале в YouTube или в группе ВКонтакте.
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор Саян Цыбиков, Елизавета Сафина), из открытых источников в Интернете.
Видеооператор трансляции: Ян Тимофеевский.