Дацан Гунзэчойнэй гастроли Бурятского и Калмыцкого национальных театров в Петербурге в октябре 2019 года

Уникальные спектакли Бурятского и Калмыцкого театров покажут в Петербурге

Гастроли Бурятского и Калмыцкого национальных театров пройдут в Санкт-Петербурге во второй половине октября 2019 года на подмостках известных театров: Александринского (Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина) и Театра «На Литейном».


«Без слов, до слез, до щипания в горле»

Спектакль Бурятского государственного академического театра имени Хоца Намсараева
Спектакль Калмыцкого Национального драматического театра имени Баатара Басангова

Бурятская «Атлантида»: спектакль по мотивам «Прощание с Матёрой»

Первый спектакль под названием «Полет. Бильчирская история» привезет в Петербург из Улан-Удэ Бурятский государственный академический театр имени Хоца Намсараева. Он создан молодым режиссером Сойжин Жамбаловой по итогам творческой экспедиции и идет на булгатском диалекте бурятского языка. В основе постановки — эпизоды повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и документальные истории жителей Осинского района Иркутской области — тех, кто был свидетелями затопления земель в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре. Как говорится в релизе постановки, национальная музыкальная и пластическая культура, ритмы танцев и песен западных бурят создают особый строй спектакля, рассказывающего о том, как люди прощались со своей родиной, как гибли перелетные птицы, не находя земли.

После того, как спектакль был представлен на Всероссийском молодежном форуме-фестивале «Артмиграция 2017» в Москве, он удостоился множества восторженных отзывов. Многие отмечали не только его превосходное музыкальное оформление и вокальные данные актеров, но и зрелищность декораций, зачастую очень близких к реальности. «Меня очень впечатлила сценография, — вспоминала журналист Елизавета Печеркина. — На заднике огромное свисающее до пола полотно, а ближе к нам, практически во всю сцену — вода. По щиколотку, разумеется. Поначалу не замечаешь ее, но, когда артисты выходят на сцену, видно и слышно, как плещется вода. Она становится полноправной героиней в этой постановке».

Другая зрительница свидетельствует, что булгатский диалект бурятского языка, на котором демонстрируется спектакль, в конечном итоге не мешает его восприятию. «Конечно, сложно вспомнить слова, которые не знал, поэтому часть я даже не понимала, а русский парень возле меня поначалу уж было заерзал в кресле и растерялся, но и так все понял. Без слов. До слез. До щипания в горле», — пишет она.

Премьера спектакля «Полет. Бильчирская история» состоялась 29 октября 2016 года. По времени, которое занимает постановка, ее можно считать камерной — 1 ч. 30 мин. Спектакль идет без антракта и рекомендован зрителям в возрастной категории от 12 лет.

В Санкт-Петербурге он будет показан 14−15 октября на сцене Александринского театра.

Что касается Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, то он существует с 3 июля 1932 года и заслуженно считается ведущим драматическим театром республики. Его история включает в себя не только творческие, но и героические страницы: известно, что в годы Великой Отечественной войны почти весь мужской состав труппы и технического персонала был призван на фронт. В 1942 году состоялась премьера спектакля «Шел солдат с фронта» В. Катаева в постановке режиссера А. Миронского, свидетельствует официальный сайт театра. В 1943 году тема войны была отражена в спектакле «Снайпер» Г. Цыдынжапова, прообразом стал реальный герой войны — снайпер Ц-Д. Доржиев. Зимой 1943 года концертная бригада театра во главе с художественным руководителем — народным артистом СССР Г. Цыдынжаповым выехала на Белорусский фронт, где дала около 100 концертов за два месяца. Свое почетное звание — «Академический» — театр получил 3 марта 1977 года «за большие заслуги в развитии советского искусства».

В основе современного репертуара Буряад-театра — национальная и мировая драматургия. Театр ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность. Проводит творческие лаборатории, посвященные современной драматургии. Художественный руководитель театра — заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный артист Республики Бурятия Саян Жамбалов.

Режиссер-постановщик спектакля Сойжин Жамбалова родилась в Улан-Удэ, в актерской семье, принадлежащей к известной в республике театральной династии Жамбаловых. Окончила факультет музыкального театра Российской академии театрального искусства (РАТИ ГИТИС) по специальности «Режиссер театра». За музыкально-пластический спектакль «Планета любви» (РАТИ ГИТИС, 2010 г.) была награждена Дипломом первой степени лауреата XXI фестиваля-конкурса самостоятельных творческих студенческих работ «Студенческая весна РАТИ — 2010» в номинации «Лучшая режиссерская работа». Сегодня Сойжин Жамбалова — режиссер Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева. На этой сцене она создала уже девять спектаклей.

Как композитор работала в спектаклях «Сутра мгновений» на стихи Б. Дугарова (Бурятская государственная филармония, 2012 г.), стала автором музыки нескольких спектаклей Театра имени Хоца Намсараева «Yнгэрhэн сагай hэбшээн» («Ветер минувших времен», 2014 г.), «Маугли» (2014 г.), «Шэнхинүүр шулуунууд» («Поющие камни», 2015 г.).

Мюзикл о жизни Будды приравняли к известной рок-опере
«Иисус Христос — суперзвезда»

Второй спектакль под интригующим названием «Я — Будда» будет показан 28 октября на сцене Театра «На Литейном».

В Петербург прямиком из столицы Калмыкии, Элисты, его привезет Национальный драматический театр имени Баатара Басангова. Самой постановке уже более трех лет (ее премьера состоялась 15 апреля 2016 года), и за это время спектакль успел стать визитной карточкой калмыцкого театра и его самым аншлаговым, популярным среди зрителей представлением. Кстати, после показа в Москве спектакль «Я — Будда», красочно рассказывающий о жизни индийского царевича Будды Шакьямуни Гаутамы, стали нередко сравнивать с другим известным феноменом современной театральной жизни — рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда». Сравнение выглядит вполне заслуженным не только потому, что обе постановки посвящены жизнеописанию основателей мировых религий, но и благодаря их жанровому сходству, великолепной пластике и игре актеров, а также элементам мюзикла, свойственным обоим спектаклям. В рамках ныне принятых возрастных ограничений «Я — Будда» рекомендован зрителям от 14 лет и старше.

«Эта тема (жизнь Будды — прим. ред.) давно привлекала меня, — рассказывает постановщик спектакля, режиссер Борис Манджиев. — Но казалось, что я не имею права прикасаться к ней. Это было священно. Министр культуры Калмыкии Хонгор Эльбиков при встрече сказал, что надо бы в театре поставить спектакль на буддийскую тему. Так Хонгор Бадмаевич стал автором идеи постановки. Я откликнулся, но потом задумался, как это сделать. Ведь столько версий и столько интересных историй. Какое новое слово мы можем сказать? Было столько метаний и размышлений, поисков, пока не нашли свою историю. Нас поддержал и Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Так началась работа. С учетом специфики театра мы постарались учесть все пожелания и создать историю Учителя, не нарушая канонов. Благодаря министру проект стал программным».

В релизе, предоставленном в распоряжение Санкт-Петербургского Дацана, говорится, что в основе синтетического, музыкального спектакля «Я — Будда» — история о том, как Сиддхартха Гаутама (Будда) приходит к постижению главного вопроса жизни, на поиск ответа на который он положил свою жизнь. Открыв эту высшую истину с морально-этической нормой и добродетелью в основе, он передает его в виде учения своим ученикам и всем живым существам. «Истинный буддист не разрушит ничьей жизни; и жезл и меч он отбросит, исполненный кротости и жалости, он сострадателен и милосерден ко всем существам, одаренным жизнью» — вот главная идея спектакля, утверждают авторы релиза.

Национальный драматический театр имени Баатара Басангова имеет давнюю историю. Впервые он открыл занавес 8 ноября 1936 года. Как говорится на официальном сайте театра, именно он познакомил калмыцкого зрителя с произведениями отечественной и мировой драматургии: пьесами В. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж-Б. Мольера, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. Также на этой сцене окрепла и получила дальнейшее развитие молодая калмыцкая драматургия.

Декабрь 1943 года стал началом отчета самых трагических страниц истории калмыцкого народа, репрессированного и высланного в отдаленные районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В годы депортации коллектив театра находился в Назаровском районе Красноярского края. Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. многие артисты театра были призваны в ряды Советской Армии и с оружием в руках защищали Родину. Оставшиеся в тылу артисты были мобилизованы на трудовые работы и строительство оборонительных рубежей, продолжая активно участвовать в организации концертных программ.

Вторым рождением театра можно считать дату — 24 августа 1959 года, когда театр вернулся в Калмыкию и представил на суд зрителей спектакль «Кенз байн» по пьесе Баатара Басангова. Именно эта пьеса была показана также и в 2011 году на открытии Национального драматического театра имени Баатара Басангова, созданного распоряжением правительства Республики Калмыкия в год 75-летия калмыцкого театра. С этого момента началась новая современная история калмыцкого театра, тем самым точно определившего свои приоритеты, направленные на возрождение и сохранение богатейшего культурного наследия народа, его уникальных традиций, родного языка и калмыцкой литературы.

Генеральный директор театра — заслуженный работник культуры Республики Калмыкия Галина Шураева, художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России и Калмыкии Борис Манджиев.

Театральный режиссер Борис Наминович Манджиев родился в 1957 году. После окончания Калмыцкой национальной студии Государственного института театрального искусства им. В. Луначарского (ГИТИС) был принят в труппу Калмыцкого драматического театра. Сцена укрепила уверенность актера в правильности избранной профессии. А острая нехватка квалифицированных режиссерских кадров в республике вновь привела его в ГИТИС, но теперь уже на режиссерский факультет — в творческую мастерскую легендарных режиссеров-педагогов Михаила Буткевича и Анатолия Васильева.

Борис Манджиев ставил спектакли на разных сценах нашей страны. Был главным режиссером Калмыцкого республиканского Театра юного зрителя «Джангар». Поставленные здесь спектакли — «Стая», «Стервы», «Сердце матери», «Араш» — перенесены в репертуар Национального драматического театра им. Б. Басангова. Является членом Гильдии театральных режиссеров России.


Итак, встречайте в Санкт-Петербурге гастроли Бурятского и Калмыцкого театров!

14−15 октября на сцене Александринского театра — спектакль режиссера Сойжин Жамболовой «Полет. Бильчирская история».

28 октября на сцене Театра «На Литейном» — спектакль режиссера Бориса Манджиева
«Я — Будда».

Билеты можно свободно приобрести в кассах театров, а также в театральных билетных агентствах.

Благодарим Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина за предоставленные материалы.





Fri, 11 Oct 2019 00:41:00 +0300