Расстрелянная Сангха
Падающая ступа
30 октября, когда Россия будет отмечать День памяти жертв политических репрессий, на окраине
На бывшем секретном кладбище НКВД, где хоронили расстрелянных и замученных в эпоху сталинского государственного террора, казалось бы, и сегодня много памятных табличек, старых фотографий, скульптур (самая известная из которых — «Молох тоталитаризма») и величавых каменных крестов. Судя по ним, пестро разбросанным по территории некрополя, кто только не упокоился в Левашовской земле: русские, немцы, латыши, финны, татары — люди многих вероисповеданий и национальностей, от православных священников до иудейских раввинов. И, тем не менее, такого памятника, который появится здесь 30 октября, на Левашовском мемориальном кладбище еще не было. Потому что посвящен он будет погибшим в годы Большого террора российским буддистам.
Памятник «Молох тоталитаризма», установленный напротив входа на петербургское мемориальное кладбище «Левашовская пустошь».
Памятник будет выглядеть предельно лаконично: из металлической стены, изборожденной дырками от пуль, выпадает буддийская ступа. Это символ расстрелянной, падающей в небытие буддийской Сангхи, которая после 1937−38 годов была уничтожена практически полностью в Советской России, в том числе — в Ленинграде. Надпись на ступе также будет короткой: «Буддистам…». Но за ней — гибель, казнь и ссылка тысяч людей, не отступившихся от своей веры и посмевших чтить диковинного индийского царевича Будду Шакьямуни там, где советским гражданам предписывалось поклоняться совсем другим новопровозглашенным богам в лице Ленина и Сталина.
По своим размерам памятник, выполненный из металла, обещает быть небольшим: высотой — до двух метров, шириной — до полутора.
Автор мемориала — известный российский архитектор, академик РАХ (Российской академии художеств) Вячеслав Бухаев, давно и плодотворно сотрудничающий с петербургским «Дацаном Гунзэчойнэй».
Заказ «золотого века»: оттепель сменяется похолоданием
Стоит заметить, что отношение советской власти к буддизму было сложным и менялось по мере того, как красный Кремль упрочивал свои позиции в стране. До середины 1920-ых гг. российский буддизм, как тогда казалось многим, переживал свой «золотой век»: строились новые дацаны, ламы напрямую общались с руководством советского государства, а в интеллигентских кругах с увлечением проводили параллели между коммунистической доктриной и буддийским вероучением. Все это имело и свою прагматическую сторону, связанную, главным образом, с тем, что буддистов пытались использовать для установления контактов с некоторыми странами Востока и экспорта мировой революции в огромный азиатский мир. Так, Агван Доржиев, входивший в ближайшее окружение
Но «оттепель» быстро сменилась похолоданием. В 1925 г. председателем СНК
На смену отношения к буддистам повлияли и внешнеполитические события: усиление активности Японии на Востоке и Монгольское восстание в 1932 г. (известное, как Хубсугульское восстание, начавшееся в Монгольской народной республике 11 апреля 1932 года в монастыре Хялганат, поддержанное буддийскими «желтыми воинами» и жестоко подавленное спустя несколько месяцев). Также свою роль сыграла смена руководителя внешней политики СССР в 1930 г. — вместо ориентированного на Восток и благосклонного к буддизму Георгия Чичерина пришел западник Максим Литвинов, ставший новым большевистским наркомом иностранных дел. Это значило, что буддизм из помощника превращался во врага советской власти, при этом теряя какую бы то ни было поддержку в верхах. Агвану Доржиеву в 1931 г. было почти что приказано перестать совершать поездки в Бурятию и за границу и переехать в Ленинград на постоянное жительство. В этой обстановке Доржиев помогал другим ламам, зачисляя тех, что скрывались от преследований, в сотрудники
Дело «панмонгольской и прояпонской контрреволюционной организации»
Новые беды настали в 1934 г., в связи с убийством первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) Сергея Кирова в Смольном. Тогда весь Ленинград накрыла репрессивная волна. В конце весны 1935 г. были арестованы недавно приехавшие в город ламы Д.Д. Банзаракшеев, О.Ж. Жамьянов, Н.Ж. Жалсанов, Б.Ц. Самбуев, Д.С. Дугаров, Т.Б. Батуев, Ц.Д. Гармаев, Д.С. Содномпилов.
«Следствием установлено, что в буддийском храме в Ленинграде под руководством Доржиева, под видом
Оставшаяся часть буддийской общины Ленинграда была уничтожена в 1937 г. в связи с делом т.н. «бурятско-японского контрреволюционного центра». Это дело примечательно еще и тем, что по связанному с ним расследованию органами НКВД были осуждены и расстреляны многие бурятские партийные деятели, громившие «ламаизм» речами и печатью, например, уже упомянутый нами Михей Ербанов, а также 2-ой секретарь Бурятского обкома ВКП (б) Ардан Маркизов, чья дочь Геля запечатлена на знаменитой фотографии 1936 г., где глава советского государства Иосиф Сталин держит ее на руках. На ней же справа от вождя стоит Михей Ербанов, который позже был стерт со снимка с помощью ретуши. Впрочем, из жизни Ербанова и Маркизова тоже вычеркнули: оба были расстреляны в начале 1938 года. А юная Геля Маркизова, чей фотографический образ на руках у Сталина сделался частью советской пропаганды и символом счастливого детства в СССР,
Расстрельные списки по Ленинграду, подписанные И.В. Сталиным, К. Ворошиловым, Л. Кагановичем,
А. Ждановым, В. Молотовым. Апрель 1937 года. АП РФ, оп.24, дело 409, лист 54
Среди же арестованных в Ленинграде лам значились Д.Ж. Жамцаранов, Ч.Д. Томиргонов, Б.Р. Зодбоев и Осор Будаев, известный
13 ноября 1937 г. в
Большинство из приговоренных к «высшей мере» ленинградских буддистов были тайно захоронены на секретном полигоне НКВД в Левашово, где воедино смешался прах убитых за веру православных, католиков, лютеран, иудеев и мусульман. Горстка буддийского праха, навсегда оставшаяся в левашовской земле, дополнила этот печальный мартиролог. В СССР буддизм оставался под официальным запретом вплоть до победного 1945 года.
Информация для участников церемонии и СМИ
Открытие мемориала репрессированным буддистам состоится 30 октября в 12:00 на Левашовском мемориальном кладбище. К участию в мероприятии приглашаются журналисты и все заинтересованные лица.
Благодарим за предоставленный материал Даниила Борисова, Валерия Береснева.
Фотоматериалы: из архива виртуального Музея ГУЛАГА, из открытых источников в Интернете.