Через месяц после встречи Дуйнхор хурала в честь Учения и йидама Калачакры, одного из больших праздников, верующие будут отмечать следующее знаковое торжество для буддийской традиции — Дончод хурал, посвящённый уже самому Учителю Будде и его трём главным жизненным событиям. По преданию, несколько тысячелетий назад, в разные годы и дни, но в один и тот же месяц, Будда Шакьямуни проявил три великих деяния: Рождение в Драгоценном человеческом теле на нашей Земле, достижение совершенного состояния — Просветления и окончательный уход в нирвану — Махапаранирвану. Каждый из этих дней называют «Весак». Прочитать подробнее о празднике можно, перейдя по ссылке.
В этом году даты праздника Дончод по буддийскому лунному календарю выпадают на период с 3 по 5 июня включительно, 4 июня — пятнадцатый лунный день и дата главного хурала, духовной службы в двух частях. Также отметим, что празднование принято проводить в полнолуние. (Расписание с пояснениями к торжественным молебнам опубликовано далее в этой статье).
К тому же, начиная с 20 мая, в 1-е лунные сутки, для буддистов наступил священный «Добродетельный месяц» (или Сага Дава —
Ещё одно название священного месяца, предвещающего праздник Дончод хурал, звучит как «Бумжур Дава» и тоже означает «Месяц, преумножающий добродетели в сто тысяч раз». Поэтому такое благодатное время для накопления благих заслуг
Рождение Будды Шакьямуни (принцем Сиддхартха Гаутама)
Покорение мар Буддой Шакьямуни
Паринирвана Будды Шакьямуни
РАСПИСАНИЕ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ХУРАЛОВ (МОЛЕБНОВ) В ДАЦАНЕ ГУНЗЭЧОЙНЭЙ
Передать записки с именами ламам можно перед хуралами в Дацане.
Отправить записки онлайн через сайт — здесь (доступны для заказа ограниченное время до хурала).
3 июня, суббота
ГАНЖУР ХУРАЛ
15:00
Трансляция хурала будет осуществляться
3-го числа — первый день праздника Дончод. Традиционно, он посвящён Великому Будде Шакьямуни.
Во время молебна ламы читают священные сутры из Ганжура (священной книги буддизма с полным собранием канонических текстов из 108-ми томов): сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в собрание.
4 июня, воскресенье, 15-е лунные сутки
ДОНЧОД ХУРАЛ
(в 2-х частях)
10:00 и 15:00
Трансляция хурала будет осуществляться
Главный праздничный день, в который вспоминаем и отдаём своё почтение жизненному пути Будды Шакьямуни, как основному примеру для постигающих его Учение и идущих по пути сострадания ко всем живым существам.
Считается, что три самых важных события в жизни Будды произошли в день Весак в разные годы:
— Драгоценное рождение Будды в человеческом теле в этом мире — «Джаянти».
— Просветление, символизирующее истинные знания, высшую мудрость и пробуждённый ум — «Бодхи».
— Уход в Нирвану, как переход на другой уровень существования, продолжая пребывать в активном, действенном состоянии — «Паринирвана».
Ламы на хуралах будут читать тексты «Донба Тувби Чагчод», «Гандан Шунсранма», подношение Мандалы, восхваление, чтение сутр и текстов Учения Будды, 1000 подношений и другие.
От слушания Учения Будды, благородной сутры происходит великая польза для блага всех живых существ, поскольку человек создает причины избавления от страданий, в том числе причиняемых невидимыми демонами и злыми духами в этой и следующих жизнях. Почитание и обращение к сутрам даже путём прослушивания способствует накоплению благих заслуг, в этот день приумножающихся в миллионы раз. Плоды таких заслуг помогают достичь состояния Будды. Постижение Дхармы есть путь избавления от страданий. Поэтому услышав Учение Великого Будды, почитая лам читающих, мы уже обретаем огромные заслуги для освобождения из сансары. Практикуя в день Весак, мы создаём благоприятные условия для существенного шага вперёд в духовном продвижении и к благосостоянию.
Мантра Будды Шакьямуни: ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИ ШАКЬЯ МУНИЕ СОХА.
Можно обратиться к любому ламе в Петербургском Дацане для передачи мантры и благословения для её прочтения.
Основной день хурала Дончод также отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах. В этот день принято совершать «гороо» — круговой обход вокруг дацана или ступы по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения тела, речи и ума. Рекомендуемое количество гороо — 3, 7, 21 или 108 раз.
Ещё в 15-е лунные сутки для мирян, утвердившихся в своём желании следовать путём Дхармы, досточтимым настоятелем Дацана Гунзэчойнэй ламой Джампа Доньёд (Будой Бальжиевичем Бадмаевым) будет даровано буддийское Прибежище. Это священный ритуал принятия буддийских обетов для последующего их исполнения в своей жизни с опорой на духовную практику. Как подготовиться к обряду и прочитать о Прибежище можно в отдельной статье на сайте, перейдя по ссылке.
5 июня, понедельник
САХЮУСАН ХУРАЛ — ГОНБО, ЛХАМО, ЖАМСАРАН
(в 2-х частях)
10:00 и 15:00
Трансляция хурала будет осуществляться
Заключительный день праздника Дончод хурал. По традиции, его сопровождают хуралом в двух частях с обращением к хранителям — Дхармапалам (с санскрита — «Страж Дхармы»).
Сценарий молебна в двух частях строится по такому же принципу, что и любой Сахюусан хурал. Основную часть практики совершают ламы, однако для присутствующих на хурале также есть большая реальная польза: священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющие ритуал буддийские священнослужители обращаются к Сахюусанам не от своего лица, а с позиции «мы». Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо реализуют личное намерение, и поскольку они сосредоточены на происходящем священном действе, таким образом направляют свой ум к Дхарме. С точки зрения практичной считается, что Защитники Учения очень скоры на помощь обычным людям, верующим.
Сахюусан Гонбо — Махакала, главный не мирской Защитник буддизма Махаяны. На тибетском языке — Гонпо, бурятский вариант произношения — Гонбо, Гомбо. Считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, принявшего устрашающий облик для избавления живых существ от различных факторов, которые обуславливают страдания. Этот Защитник Учения обладает всевидящим оком мудрости, наделён мощью подавления страстных желаний и силой их преобразования. Следует отметить, что этот Махакала является собирательным образом всех Защитников. Он позиционируется как гневная эманация Будды Арьябалы — Будды сострадания, возникшего благодаря Будде Амитабхи. К нему также обращаются для спасения и защиты от несчастий.
На службе верующие поклоняются этому Махакале, подносят ему различные дары, просят о защите и покровительстве. Чтение молитв, в частности, обращённых Гонбо, мантр, подношение балина (торма) и восхваление этого Махакалы очищают негативную карму, являющуюся причиной страданий человека. В конце хурала ламы проводят ритуалы Сэржэм (тиб. — Сергем, переводится — «Золотой напиток») и Даллага (тиб. — Янгуг), или обряд подношения даров Буддам и бодхисаттвам, призывание благоденствия. Поскольку, как сообщили ранее, это символический образ, обобщённый, поэтому Сэржэм — обряд на обретение удачи в делах — подносится кроме него и всем основным Защитникам Учения, а также божествам и духам местности. Это также означает, что такой Сахюусан хурал подходит для всех случаев.
Направлен на помощь в исполнении желаемых целей, имеющихся на Пути, помогает подавлять врагов. Если у человека есть искреннее намерение — устремление, то Гонбо его в этом сопровождает. «Хранитель клятв», или «Держащий клятвы других» — известный эпитет об этом Защитнике Учения.
Богиня Палден (Балдан — в ином звучании) Лхамо, или Шри Деви (на санскрите) — Прославленная богиня, хранительница Вселенной, Богиня времени и судьбы — ответственная за нашу кальпу (эру, согласно буддийской системе исчисления). Считается гневным проявлением женской активности, всемилосердной Тары, Защитница последователей Будды. Классическое изображение Палден Лхамо, мчащейся на трёхглазом муле, представляет собой гневный образ с телом
Хурал благоприятен для подавления всех негативных факторов, влияющих на человека. Устраняет болезни и последствия после них, в том числе, избавляет от негативных воздействий, разрушающих тело, — порчи, сглазов
Жамсаран Сахюусан — один из основных Защитников Прана Атмы (на санскрите, а на тибетском языке — «Бегце Чамсин»). По легенде, он считается покровителем воинов. Ритуал так же включает созерцание этого Сахюусана вместе с подношением, покаянием, восхвалением и просьбой.
Обращение к Жамсарану способствует устранению любых препятствий в пути и защищает от недоброжелателей, помогает бороться с врагами — внутренними и внешними, особенно, с проявлениями второго типа недоброжелателей, воздействующих со стороны. Как и Палден Лхамо, Сахюусан Жамсаран тоже избавляет от внешних негативных воздействий, разрушающих тело, — порчи, сглазов
Присоединяйтесь к прямым эфирам этих молебнов из Дацана Гунзэчойнэй через любую нашу официальную веб-площадку: на сайте, на канале в YouTube, в группе ВКонтакте.
При желании сделать посильное денежное пожертвование
— Традиционными ящиками для подношений в алтарном зале главного здания нашего храма.
—
— Реквизитами для перевода, размещёнными здесь.
В назначении платежа или в примечании к переводу обязательно напишите «Пожертвование».
Все собранные денежные средства от прихожан в виде пожертвований и за записки будут направлены на строительство Буддийского
Сарва Мангалам!
Пусть все чувствующие существа будут счастливы и имеют причины для счастья!
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Иван Андреев).
Иллюстрации тханок: владелец изображений Tertön Sogyal Trust.