Дацан Гунзэчойнэй С Днем города - с Днем рождения Петербурга

Мы служим и духовно взращиваем себя в живом памятнике города Петра!

321 год назад по Указу Петра Великого на берегах Невы был заложен прекрасный город Петербург. И Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй является частью его великой истории. От имени буддийского духовенства поздравляем всех со значимой датой — с Днём рождения нашего города!


Сегодня, в эту праздничную дату — 27 мая, утром в Петербурге пройдёт очередная торжественная церемония с возложением цветов у памятника Петру I на Сенатской площади. Делегация от буддистов нашего города по традиции также примет в ней участие.

Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, культурная столица России, Музей под открытым небом, город мостов, Северная Венеция и другие — именно у нашего прекрасного города столько наименований, известных по всему миру. В современное время он стал символом развития России во многих направлениях, примером её движения вперёд, демонстрацией достижений нашей страны, поставивших её в один ряд с ведущими мировыми государствами. И продолжает являться крупнейшим культурным, научным, интеллектуальным, промышленным и туристическим центром Российской Федерации, активно развивается, увеличивает свой социально-экономический потенциал, в чём большая заслуга управляющих им руководителей.

Мы все помним историю Петербурга в прошлом, на долю которого выпали судьбоносные для него и всей страны события, когда город переживал немало суровых испытаний и трудностей, стойко выдержал годы блокады. Сангха буддистов Северо-Западного региона с большим почтением относится к тому, что служит и духовно взращивает себя в буддийском храме, также являющимся живым памятником кульминационных событий города Петра.


Дацан Гунзэчойнэй внесён в почетную «Белую книгу» Всемирного клуба петербуржцев

Санкт-Петербургский Дацан «Гунзэчойнэй» — это буддийская святыня Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга. Наш буддийский храм, построенный в столице Российской империи и освящённый 10 августа 1915 года, сейчас представляет Традиционную Буддийскую Сангху (Общину) России. Нынешнее название «Дацан Гунзэчойнэй» храму было присвоено в 1991 году, в переводе с тибетского языка полное название звучит «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Первый молебен, или хурал (с монг. — «собрание») в Дацане проведён 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых.

Инициатором постройки храма были Тубдан-Чжамцо (1876−1933), занимавший высокий духовный пост XIII Далай-ламы Тибета, и российский подданный Агван Лобсан Доржиев (1854−1938) — учёный бурятский лама из Забайкалья, служивший у Его Святейшества Далай-ламы старшим советником в Тибете. Санкт-Петербургский Дацан стал форпостом влияния северного тибетского буддизма в Европе.

«Аметистовый храм», как его ещё называют, является общебуддийской святыней и важным памятником большого исторического, архитектурного, культурного и художественного значения. Он возводился не просто как религиозная святыня для молитв проживавших в городе буддистов, а также как своего рода живой музей и центр индо-тибетской духовности и культуры в европейской России и даже всей Европе. Храм давал учёным уникальную возможность изучать буддийскую традицию с помощью её живых носителей — буддийских лам (с тиб. яз. — «Учитель, всесторонне знающий Учение Будды»).

Проектировщики и архитекторы Дацана Гунзэчойнэй: Н. М. Березовский — студент Института гражданских инженеров; Г. В. Барановский — архитектор, гражданский инженер, искусствовед, издатель журналов с архитектурной и строительной тематикой, спроектировал в своё время для купцов Елисеевых два Елисеевских магазина — на Невском проспекте Санкт-Петербурга и на Тверской улице в Москве; Р. А. Берзен — инженер-строитель, основоположник «кирпичного стиля» и раннего модерна в России, руководил строительством на заключительном этапе.

Курировал строительство буддийского храма специально созданный Строительный комитет с известными российскими востоковедами и академиками — знатоками буддизма, художниками, среди которых были академик Василий Радлов и Сергей Ольденбург, князь Алексей Ухтомский, живописец Николай Рерих и другие знаковые фигуры того времени.

Северный буддийский храм, как и другие в регионах России, построен в соответствии с канонами тибетской архитектуры, в нём есть следы и бурятской традиции. Однако есть важное отличие: в соответствии с климатическими особенностями Петербурга в качестве основного материала для него был использован глубококолотый гранит, в то время как в Бурятии, например, возводились деревянные или кирпичные дацаны. Северный модерн определил выбор и других материалов для отделки фасадов — специальный облицовочный кирпич, глазурованная плитка. В архитектурном решении устройства вестибюля, лестничных клеток в южной части храма есть следы европейского влияния.

Разработкой эскизов для интерьеров и созданием авторских витражей занимался Н. К. Рерих — русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, общественный деятель, Академик Императорской (Российской) академии художеств в 1909 г. Также в художественном оформлении Дацана участвовали и многие другие русские и бурятские специалисты — большие мастера своего дела: резчик по дереву Ринчин Занхатов, художник из Аги Осор Будаев, знаток тибетской архитектуры Гылык-Чжамцо Цыбаков (Цэвэгийн).

Оформление интерьера в стиле модерн прослеживается в красивых цветных витражах плафона и ограждениях светового проёма с буддийскими символами на 3-м этаже храма, а также выложенный многоцветными плитками пол в алтарном зале, оставшийся практически в нетронутом виде во время реставрации Дацана, тоже отсылает нас к этому стилю.

Принадлежности ламаистских (буддийских) ритуалов были заказаны Агваном Доржиевым в специальных мастерских Пекина и Долон Нура, для изготовления которых он пожертвовал своё фамильное золото. Небольшая часть религиозной утвари (набор серебряных ритуальных сосудов и другие) изготовила в Петербурге фирма придворного ювелира Николая Линдена. Некоторое количество предметов буддийского реликвария составили подарки разных влиятельных лиц, в том числе и самого тибетского Далай-ламы.

Несмотря на многочисленные утраты, понесённые в годы лихолетий в истории нашего государства, Петербургский Дацан выстоял и уцелел, почти полностью сохранив до наших дней свой первоначальный облик.

Ламы Дацана Гунзэчойнэй постоянно проводят в течение года специальные молельные службы на благо Петербурга и его жителей. И мы с большой самоотдачей будем продолжать поддерживать межкультурные, межконфессиональные городские проекты по духовному, морально-нравственному развитию и по повышению уровня образованности наших людей.

Всех прихожан Петербургского Дацана и горожан поздравляем с этим прекрасным праздником! Желаем самых наилучших, благоприятных условий для дальнейшего развития величественного Петербурга и всем его жителям — счастья, здоровья, веры, сплочённости, защиты, стабильности!

Mon, 27 May 2024 07:00:00 +0300