Дацан Гунзэчойнэй Поздравление с Днём России и интервью с настоятелем Петербургского Дацана к 12 июня

«Мы сами способны сделать это место, этих людей, эту страну великой во всём». С Днём России!

В преддверии важного государственного праздника, посвящённого Российской Федерации, ширээтэ-лама Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев поделился в интервью своими мыслями на тему буддизма и его развития в современной России, какой будет буддийская культура в будущем в нашей стране и поздравил россиян.


— Расскажите о буддизме в современной России?

Буддизм в современной России занимает одно из ведущих мест среди имеющихся конфессий согласно закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», является традиционной религией. Как любая традиционная религия буддизм поддерживается нашим государством. Говоря о буддизме в нашей стране, мы изначально подразумеваем традиционные места его распространения, в частности: Калмыкия, Тыва, Алтай, Бурятия. Перед этими республиками, в первую очередь, стоят важные задачи по развитию буддийского учения. В Петербурге, который когда-то был столицей России, в прошлом столетии тоже был построен и существует по настоящее время свой буддийский храм. Так постепенно и в других районах страны распространяется буддизм.

В Санкт-Петербурге буддизм развивается разнопланово, у нас много последователей традиционного для России буддизма, также есть практикующие другие буддийские течения. Одно другому не мешает, в целом, мы видим, что российский буддизм развивается и происходит это постепенно, без ущемления одних аспектов буддийского Учения в пользу других, без ущемления сознания людей в соответствии с их восприятием. Как говорит Его Святейшество Пандито Хамбо-лама (нынешний глава Буддийской Традиционной Сангхи России Дамба Бадмаевич Аюшеев — прим. ред.), мы не стремимся переманивать в своё направление адептов из других религий, наоборот, ту пользу от знаний, которые даёт буддизм, хотим сделать доступной для последователей разных мировоззрений.

— Зависит ли успех в практике Учения Будды от места, где находится буддист?

Я могу ответить с нескольких позиций. Во-первых, мы говорим о Ламриме (фундаментальный буддийский труд «Ламрим-ченмо» Чже Цонкапы — прим. ред.), в котором есть понятие «центральное место». Что это значит: место, где Учение Будды распространено, есть практикующие, оно — символ того, что там можно практиковать. Таким «центральным местом» является и наш Санкт-Петербургский Дацан, где мы практикуем буддизм. Если у кого-то тоже появилась потребность в этом, сюда можно приехать, узнать о буддизме, пообщаться с практикующими здесь людьми, тем самым, начать или улучшить свою практику. Второй момент заключается в том, что успех практики зависит не от места. Он зависит от внутренних, духовных качеств. В первую очередь, это нравственная дисциплина. Она начинается с выполнения обязательств — обетов, которые почти во всех религиях одинаковые: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не обманывай, не говори грубых слов и не сплетничай, не будь злобным, алчным, жадным, глупым. Эти десять обязательств, которые принимаешь и соблюдаешь, являются внутренней практикой любого буддиста. Также речь идёт о том, что если вы получили Посвящение, связанное, прежде всего, с Прибежищем, то вы должны его ежедневно начитывать, а это не требует от человека какого-то определённого места. В этом случае играет роль только его личная, духовная практика, связанная с духовно-нравственной дисциплиной в выполнении обязательств и в начитывании практик по тем или иным Посвящениям.

 — Возможно ли полноценное существование и продвижение буддизма в современном обществе?

Необходимо понимать, что в буддизме нет миссионерства. Потому что любой фанатизм приводит к дисбалансу в обществе. К буддизму нужно относиться без фанатизма, не с позиции «моя религия самая истинная, моё мировоззрение самое истинное — только они имеют место для существования». Буддизм нам говорит о том, что мы должны глубоко понимать порядок существующих вокруг нас явлений, узреть и те явления, которые порой очень сложно распознать. Поэтому необходимо иметь ясность ума — это значит понимать, где ты сегодня, в данное время находишься, что тебе нужно делать и как действовать в том или ином случае. Ясность ума необходима всем и такого рода практики во имя всех живых существ, а мы [буддисты] пропагандируем любовь и сострадание ко всем живым существам и ради этого хотим достичь Просветления. Практикуя ясность ума, мы приносим пользу всем живым существам.

— На Ваш взгляд, какова роль культурно-религиозной среды в формировании общества?

Роль среды очень важная. Термин «борьба добра со злом» всегда актуален, это происходит всё время. В буддизме говорится так: если бы не было зла, не было бы и добра, если зло превалирует в нашем мире, то в этом случае мы понимаем, что это, наверное, для чего-то нужно. Начинаем искать выходы и решения, чтобы добра было больше в мире. Когда мы смотрим с точки зрения нашего [буддийского] мировоззрения на окружающие явления, то даже при их динамичности и развитии, требующих от нас различных действий, при необходимости следования за этими событиями, понимаем — рано или поздно они всё равно утихомирятся. И мир, о котором мы говорим в связи с праздником День России, и есть самое главное завоевание, мир, в котором можно нормально существовать. Каждый из нас должен взращивать в себе глубокие духовные качества, направленные на успокоение и проявление мира вокруг нас. Поздравляя наших прихожан с Днём России, хочу сказать, что ценность мира, ценность народов, которые населяют территорию нашей страны, и их мирное существование — это самая большая ценность, которая сейчас есть. Она даёт возможность нам в дальнейшем развиваться, в спокойном ритме, в различных аспектах, даже, как ни странно, в обороне. Если строить ракеты и другое вооружение для защиты мира, тогда это правильно. Всем нам осознанно надо понимать, что мы в своём сознании должны создавать огромное, внутреннее, духовное, мирное, спокойное и ясное состояние. Тогда и ясность ума даст нам возможность далее развиваться в лучшем, правильном направлении.

— Какие перспективы развития буддийской культуры в России? Каким Вы видите буддизм в России через 10 лет?

Загадывать, что будет через 10 лет, трудно. Буддийскую культуру, конечно, надо развивать. У нас [буддистов] есть много ценного, что мы можем дать обществу, что принесёт пользу не только человеческому обществу, но и всем живым существам. Поэтому важно развивать в себе огромные духовные качества, культурные и духовные традиции. Важно, чтобы в буддийской среде появлялись творческие коллективы, которые помогали бы знакомить с нашей буддийской культурой и развивать её, с духовным мировоззрением. Я бы хотел, чтобы у нас появлялись буддийские поэмы у поэтов и песни на основе этих поэм и стихов, красивые произведения, чтобы люди могли их слушать, читать и получали бы пользу, кино, театры, музыкальные симфонии и другое. Думаю, всё, что я перечислил, мы пытаемся делать, и постепенно, возможно, через 10 лет, может быть раньше или позже, это появится.

День России — казалось бы, молодой праздник. Но этот праздник говорит о том, что Россия — многовековая страна, которая образовывалась в определённых ситуациях, имеет громадную историческую основу, в результате чего появился повод для такого праздника. Этот праздник имеет большое значение. После многих исторических перипетий Россия стала сама собой и сплотила много разных народностей, она и внутри развивается. И мы хотим, чтобы это развитие шло на пользу. Часто я говорю, что наш опыт внутреннего обмена друг с другом является большой ценностью. Мы должны эту ценность как можно больше передать окружающему миру. Я думаю, что наша страна Россия как Великая держава будет продолжать существовать в таком аспекте и дальше. И сейчас, как бы ни старались с внешних сторон наш духовный стержень пошатнуть, мы понимаем, что мы сами способны сделать это место, этих людей, эту страну великой во всём. И я поздравляю вас с тем, что и сейчас, встречая этот праздник здесь, в данном месте, мы тоже создаём благие условия для такого будущего.

Буда Бальжиевич Бадмаев, досточтимый Дид Хамбо-лама по СЗФО, настоятель Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй.


Интервью подготовили и провели представители информационной службы Петербургского Дацана: Лиен Роса, Наталья Чичерина, Ян Тимофеевский.

Видеоверсию интервью можно посмотреть на YouTube-канале Дацана, перейдя по ссылке.

Также на нашем сайте, в рубрике «Алфавит российского буддизма» (раздел «История») можно прочитать авторские статьи об истории буддизма в России. Дацан Гунзэчойнэй в соавторстве с разными специалистами и представителями продолжает исследовательскую работу по этой теме, периодически мы будем пополнять рубрику новым материалом.

На фоне российского флага виден традиционный буддийский флаг, они развеваются при входе в сад Дацана Гунзэчойнэй.
Автор фото: Иван Андреев.

Sat, 12 Jun 2021 10:15:00 +0300