Петербургский храмовый комплекс «Гунзэчойнэй» в составе Буддийской Традиционной Сангхи России периодически помогает в организации и участвует в различных межрелигиозных проектах на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Досточтимый настоятель нашего храма Буда Бальжиевич Бадмаев (лама Джампа Доньёд), являясь также Дид Хамбо-ламой — заместителем по СЗФО духовного главы буддистов России, нередко выступает на внутригосударственных и международных мероприятиях, представляя на них российскую общину буддистов и буддизм как вероучение в целом.
Задачи таких межрелигиозных проектов и встреч — предотвращение напряжённости во взаимодействии различных религиозных и этнических групп населения, обсуждение проблем, связанных с распространением сектантства и радикализма. Укрепление духовности в социуме, особенно в периоды нестабильности и в переходные этапы его развития, является одной из самых приоритетных тем в последние годы. Ещё, помимо личного присутствия духовенства Сангхи нашего региона на таких встречах, Петербургский Дацан проявляет активность в различных онлайн-мероприятиях — в веб-конференциях, онлайн-заседаниях и круглых столах с удалённым участием.
VII Съезд лидеров мировых религий в г. Нур-Султане (Казахстан)
14−15 сентября 2022 года
Седьмой по счёту Съезд лидеров мировых и традиционных религий, организованный властями Республики Казахстан, проходил с 14 по 15 сентября в столице — городе Нур-Султане (бывшее название — Астана — прим. ред.). Изначально он планировался на июнь 2021-го, но из-за ситуации с распространением коронавируса дата была перенесена. В работе нынешнего Съезда приняли участие порядка 100 делегаций из 50 стран.
Предыдущий, шестой, Съезд лидеров мировых и традиционных религий на тему «Религиозные лидеры за безопасный мир» также проходил в Астане, в октябре 2018 года. В его работе тогда участвовали более 80 делегаций из 45 стран.
По поручению Его Святейшества XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева БТСР в Казахстане в этом году представлял ширээтэ-лама Дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев.
Главной целью проведённого межрелигиозного форума был международный диалог о роли лидеров мировых и традиционных конфессий в социально-духовном развитии человечества в коронакризисный период: негативные последствия пандемии можно преодолеть только совместными усилиями, работая сообща и помогая друг другу. В нашем настоящем есть необходимость в укреплении духовной платформы человечества, продвижении духовных и нравственных ценностей, чтобы будущие поколения воспитывались в культурной среде с приоритетами таких аспектов, как взаимоуважение и миролюбие. Этому способствует и реализация межрелигиозного и межконфессионального диалога во имя построения социальной справедливости и солидарности для всех народов.
«Мы отмечаем, что плюрализм и различия в цвете кожи, поле, расе, языке и культуре являются выражением премудрости Божьей воли в творении. Бог допускает религиозное разнообразие и, таким образом, неприемлемо любое принуждение к той или иной религии и религиозной доктрине», — так гласит 10-ый пункт декларации, которая была принята в ходе церемонии закрытия VII-го Съезда и озвучена представителем англиканской церкви, епископом Доркинга из Великобритании уважаемой Джо Бейли Уэллс. Содержание 35-ти пунктов поддержали большинство делегатов. Настоящая декларация будет распространена в качестве официального документа 77-й сессии генеральной Ассамблеи ООН, передаваться властям, политическим лидерам, религиозным деятелям по всему миру, соответствующим региональным и международным организациям, институтам гражданского общества, а также религиозным объединениям и ведущим экспертам.
Приведём некоторые из пунктов утверждённой декларации:
-
Мы приветствуем прогресс, который был достигнут мировым сообществом в сферах науки, техники, медицины, промышленности и других областях, но при этом отмечаем важность их гармонизации с духовными, социальными и человеческими ценностями.
-
Мы осознаем, что зачастую социальные проблемы толкают людей на крайние взгляды и поступки, и призываем все государства мира к обеспечению адекватных условий жизни для своих граждан.
-
Мы отмечаем, как люди и общества, которые игнорируют важность духовных ценностей и моральных ориентиров, подвержены потере своей человечности и креативности.
-
Мы призываем мировых политических и бизнес лидеров акцентировать внимание на преодолении диспропорций в развитии современных обществ и сокращать разрыв в благосостоянии разных слоёв населения и разных стран мира.
-
Мы отмечаем позитивное влияние диалога между лидерами мировых и традиционных религий на социально-политические процессы в государствах и обществах, способствующие сохранению мира.
-
Мы исходим из того непреложного факта, что Всевышний создал всех людей равными, независимо от их расовой, религиозной, этнической или иной принадлежности или социального статуса, поэтому уважение друг к другу и взаимопонимание лежат в основе всей религиозной проповеди.
-
Мы призываем политических и общественных деятелей, журналистов и блогеров, признавая их свободу слова, остерегаться религиозных обобщений и не отождествлять экстремизм и терроризм с какой-либо нацией или религией, а также не использовать религию в политических целях.
-
Мы выступаем за повышение роли образования и религиозного воспитания, особенно среди молодёжи, в укреплении уважительного сосуществования религий и культур и развенчании опасных псевдорелигиозных предрассудков.
-
Мы обращаем особое внимание на важность укрепления института семьи.
-
Мы выступаем в защиту достоинства и прав женщин, повышения их социального статуса как равноправного члена семьи и общества, а также поощрение их участия в мирных процессах в культурной и религиозной сферах.
-
Мы отмечаем неизбежность мирового цифрового развития, а также важность роли религиозных и духовных лидеров во взаимодействии с политическими деятелями в вопросах решения проблем цифрового неравенства.
-
Уважая свободу выражения мнений, мы стремимся развивать диалог со СМИ и другими институтами общества, чтобы разъяснять значение религиозных ценностей для продвижения религиозных знаний, межрелигиозной толерантности и гражданского мира, а также развивать общую терпимость к религиям.
-
Мы призываем всех людей веры и доброй воли объединиться в это трудное время и внести свой вклад в обеспечение безопасности и гармонии в нашем общем доме — планете Земля.
-
Мы обращаемся с молитвой в поддержку всех людей доброй воли на планете, которые вносят значительный вклад в расширение межцивилизационного, межрелигиозного и международного диалога во имя более процветающего мира.
-
Мы призываем поддерживать акты милосердия и сострадания в регионах, пострадавших от военных конфликтов, а также в результате природных и техногенных катастроф.
-
Мы призываем к солидарности в поддержке международных организаций и национальных правительств в их усилиях по преодолению последствий пандемии коронавируса.
Делегаты выразили благодарность президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву за созыв и прекрасную организацию VII-го Съезда, за гуманитарную инициативу, вклад в обновление и прогресс, мир и гармонию; и казахстанскому народу — за его радушие и гостеприимство.
Секретариату Съезда поручено разработать дальнейшую концепцию развития Съезда как глобальной диалоговой площадки между религиями, культурами и цивилизациями на 2023−2033 годы. Предварительно сообщено, что следующая встреча такого уровня в Республике Казахстан должна состояться через 2 года, в 2025-м.
Межрегиональная научно-практическая конференция студентов
и молодых учёных 26−28 сентября 2022 года
Конференция по теме «Место и роль буддийских религиозных институтов в общественно-государственной системе России: исторический опыт и перспективы взаимодействия» проводилась в Забайкальском государственном университете в городе Чита и в посёлке Агинское на базе Агинской Буддийской академии, с 26 по 28 сентября.
Мероприятие, включающее круглые столы, диспуты, тематические экскурсии с исследовательскими заданиями для участников, было организовано при поддержке и непосредственном участии представителей Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям. В нём приняли участие почти сто студентов, аспирантов, молодых исследователей, ведущих российских учёных и вузовских преподавателей, а также представители буддийского духовенства страны. Были представлены такие регионы и области: Алтайский и Забайкальский края; Томская, Свердловская и Иркутская области; Республики Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия; города Москва, Санкт-Петербург, Владивосток. Почётными организациями-участниками стали Агинская Буддийская академия, бурятский Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Д. Д. Заяева, Санкт-Петербургский Дацан Гунзэчойнэй.
В рамках программы конференции обсуждались важные вопросы развития буддийских религиозных институтов на территории России с учётом имеющегося мирового опыта в этом направлении. Отдельное внимание было уделено сторонам научно-методологического и практического взаимодействия буддийских духовных центров, институтов гражданского общества, научно-образовательных учреждений и органов государственной власти. Активному формату всех этапов мероприятия способствовал живой диалог разных поколений, представителей разных профессий и сфер жизнедеятельности общества; обмен знаниями и опытом между участниками с отличающимися точками зрения и взглядами.
Досточтимый ширээтэ-лама Петербургского Дацана Буда Бальжиевич Бадмаев также лично посетил заседания в Чите в качестве гостя и выступил с лекцией о буддизме перед аудиторией.
В заключительной части конференции были подведены итоги бесплатного конкурса эссе «Влияние местных религиозных традиций на мировоззрение человека и общественные отношения в современной России» и награждены победители.
Тематические направления конкурса:
— взаимодействие буддийских религиозных объединений (общин), религиозных организаций, буддийских духовных образовательных организаций как фактор устойчивого развития Российского государства: в исторической ретроспективе и на современном этапе;
— роль личности в истории: буддийские религиозные лидеры, общественные и государственные деятели и их вклад в формирование общественных отношений в России (на примере одной или нескольких конкретных личностей);
— человек и религиозные традиции в современном мире: пути выхода из цивилизационного кризиса;
— место и роль религиозных традиций в системе общественно-государственных отношений: формирование толерантности и создание условий для конструктивного диалога;
— пути совершенствования взаимодействия буддийских религиозных объединений (общин), организаций, буддийских духовных образовательных организаций, общественных институтов и органов государственной власти в России: гражданско-правовой, социально-психологический, административно-управленческий аспекты (на выбор или в комплексе).
Конкурс проводился с 16 мая по 1 сентября 2022 года в целях развития творческой, исследовательской активности студентов, привлечения внимания к вопросам взаимовлияния и взаимодействия, в первую очередь, буддийских религиозных традиций через личное осмысление, через понимание роли религиозных традиций в процессе формирования мировоззрения личности и развития общественных отношений в России. Участниками могли стать студенты, магистранты и аспиранты всех форм обучения вузов Сибири и Дальнего Востока в возрасте от 18 до 30 лет включительно.
В сентябре были определены 10 призёров из Агинской Буддийской академии, Алтайского государственного аграрного университета, Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, Томского государственного университета, Университета «Даши Чойнхорлин» им. Д. Д. Заяева (Республика Бурятия) и Забайкальского государственного университета.
По итогам трёхдневных рабочих встреч участники конференции пришли к выводу о большой пользе такого мероприятия в дальнейшем взаимодействии и координации вузов, научных учреждений, органов государственной власти и буддийских религиозных институтов для изучения, накопления опыта и его практического применения по воспитанию молодежи, формированию ценностных установок и ориентиров, сохранению традиционных ценностей многонационального народа России. И выступили с инициативой в будущем проводить в данном формате конференции и создать Международный буддологический научно-образовательный центр на базе Забайкальского государственного университета.
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, с сайта Informburo. kz, из открытых источников в Интернете.