Мандала Амитаюса в Санкт-Петербургском Дацане


Монахи, прибывшие в Петербург из монастыря Таши Лхунпо, продолжают построение песочной мандалы Будды Амитаюса в алтарном зале Дацана.

22 июля в 12.00 мандала будет торжественно разобрана. Освященный песок частично поднесут водной стихии для ее очищения, частично раздадут верующим.

В тот же день в 16.00 монахи проведут ритуал очищения — Огненная Пуджа. 

Досточтимый настоятель Дацана Джампа Доньед лама (Б. Б. Бадмаев): «Когда мы проводим такой ритуал мандалы, то в этом месте случайных смертей от аварий, природных катастроф, катаклизмов, а также драк — становится меньше. Влияние Будды долгой жизни определяется таким образом: человек живет жизнью здоровой, хорошей».

    

«Беспредельная жизнь» — так переводится имя Амитаюса с санскрита. Вместе с Белой Тарой и богиней Ушнишавиджаей они образуют троицу божеств долголетия. Амитаюс — сердечный сын Амитабхи, его самбхогакайя. Он является главой семейства Падма (Лотосовое семейство).

Чаще всего Амитаюса изображают красного цвета, реже белого, у него одно лицо и две руки, сложенные в дхьяна-мудре. Он восседает на лотосовом троне на диске луны в позе лотоса и украшен символами измерения самбхогакайи. В руках у него сосуд с нектаром бессмертия амрита, а на голове корона с изображением Пяти Дхьяни-Будд.

Значение практик долгой жизни, связанных с Амитаюсом — в том, чтобы устранить препятствия для жизни и остановить потерю жизненной силы. Основная их цель — обретение состояния за пределами рождения и смерти, которое в ваджраяне называется «видьядхара вечной жизни».

«Падмасамбхава взял Мандараву с собой в пещеру Маратика, которая находится к югу от горы Потала, в чистой обители Авалокитешвары. Там Гуру и его супруга развернули мандалу Амитаюса и приступили к практике видьядхары бессмертия. Через три месяца практики к ним явился Амитаюс и коснулся сосудом с эликсиром бессмертия голов Падмасамбхавы и Мандаравы, а затем влил им в рот по несколько капель из этого сосуда. Падмасамбхаве он придал облик Хаягривы, а Мандараве – Ваджраварахи, и они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти». «Затем он [Гуру Ринпоче] отправился в страну Сахор, где привлёк Мандараву, истинную дакини, которая была дочерью царя Вихардхары. Он взял её в помощницы для садханы, и они практиковали в пещере Маратика три месяца, после чего им явился сам Будда Амитаюс, дал посвящение и благославил их быть нераздельными с ним. Они получили миллиард тантр долгой жизни и реализовали уровень видьядхары владения жизнью».

Джамгон Конгтрул Ринпоче. Из «Краткой биографии Падмасамбхавы»

Предание о рождении Амитаюса:

Огромное количество кальп тому назад Будда Амитабха задумался о судьбах существ сансары и том, как можно принести этим существам максимальную пользу. Жизнь существ, наполняющих нижние сансарические миры, не только полна страданий, но и очень коротка. Поэтому подавляющее большинство просто не успевает задуматься о духовном развитии, а те, кто задумываются, редко успевают реализовать свою духовную природу. Амитабха решил, что нужно передать существам нижних миров метод, позволяющий не только останавливать утекание жизненных сил, но и повернуть этот процесс вспять. И сотворил Амитабха великую молитву, которая прошла через все уровни вселенной и достигла измерения Дхармакайи. Пробуждённая энергия абсолютной истины спустилась в измерение Самбхогакайи. В этом измерении совершенного блаженства в чистой западной стране Сукхавати из цветка лотоса, как ответ на молитву Амитабхи, родился защитник всех живых существ — Будда Беспредельной Жизни Амитаюс. Сразу же в момент рождения Будда Амитаюс стал излучать великое сияние. Это сияние заполнило собой сначала миры дэвов (богов), что позволило богам наслаждаться длинной жизнью без страданий. Затем сияние достигло мира асуров, титаны получили возможность долго заниматься самосовершенствованием в комфортных условиях. В мир людей Учение Амитаюса пришло через индийских махасиддхов, а затем распространилось за пределами Индии.

Традиция говорит, что Будда Амитабха, следуя просьбе бодхисаттвы Авалокитешвары, дал учение 18 тантр долгой жизни. Дакини Гухья Джняна записала эти тантры и спрятала в виде терма в пещеру Маратика, куда отправились Падмасамбхава и Мандарава. Бодхисаттва Авалокитешвара и дакини Гухья Джняна посвятили супругов в практики «долгой жизни». Падмасамбхава и Мандарава практиковали эти учения 90 дней, после чего к ним явился Будда Амитаюс. Он прикоснулся к их головам сосудом, в котором находился эликсир бессмертия, а затем дал его испить. После этого Амитаюс дал благословение иметь с Ним неразрывную связь и миллиард тантр долгой жизни. Падмасамбхава и Мандарава реализовали состояние «видьядхары вечной жизни» и больше не затрагивались старением и смертью. Вот что написано в 30-й главе «Жизни и освобождения принцессы Мандаравы, индийской супруги Гуру Падмасамбхавы»:

«Мандарава собрала сокровищницу из более чем тысячи расширенных и кратких методов достижения долгой жизни, включая сущностные указующие наставления. Гуру [Падмасамбхава] и супруга освободились от процесса рождения, старения, болезни и смерти до конца текущей эпохи бытия. Осуществив тайную практику союза, они проявились как олицетворение блаженства.

Они вышли за пределы ограничения обычных элементов и обрели и способности оставлять отпечатки на твёрдой материи, проявлять радужный свет и тому подобные силы. В своём просветлённом союзе они проявили дождь цветов, пролившийся с небес, привлекли и связали клятвой охранителей тайного учения, обязав их поддерживать линию преемственности достижения долгой жизни. Даже боги, наги и люди со всеми их свитами без колебаний поднесли им свои жизни. Ваджрный мастер стал известен как Бессмертный Падмасамбхава, а Мандарава — как держательница чистого осознавания, дакини бессмертия Дунмен Кармо, Дева Белой Раковины».