Вот как рассматривает подвиг миллионов людей и общую сплочённость в трудное время с точки зрения духовности и буддийского понимания мира досточтимый настоятель Дацана Джампа Доньед (Буда Бальжиевич Бадмаев): «Праздник очень непростой — очень трудно далась нам эта победа. Война несёт собой много неестественных смертей людей и способствует нарушению самого главного обета „Не убивать“. Любой военный конфликт играет большую роль в развитии человечества и оказывает сильное влияние на сознание людей. Поэтому мы все должны стремиться к мирной жизни и сохранять имеющийся мир. Как гласит народная мудрость: „Худой мир лучше доброй ссоры“. В обществе необходимо поддерживать понимание, насколько важно развиваться духовно — не только в религиозном плане. Когда мы практикуем мир, спокойствие, добродетель, тогда спокойных мирных мест становится больше. Если это рассмотреть в буддийском аспекте трёх миров — мир желаний, мир форм и мир без форм, то стабилизируется спокойное состояние миров, особенно в сфере мира желаний. Праздник Великой Победы — это напоминание всем людям не только о конкретном историческом событии прошлого, а ещё о том, что важно взращивать осознанность, внимательное отношение друг к другу, добродетель, раскрывать внутренние духовные качества, а недобродетель искоренять. Так будет естественным образом происходить духовное совершенствование человечества».
Напомним, что Дацан ведёт собственное историческое расследование об участии буддийских народов России (бурят, тувинцев, калмыков, алтайцев и монголов) в Великой Отечественной войне и вообще в военной истории нашей страны. Первый материал из этого цикла — о том, как как буддийские ламы и бурятские снайперы обороняли Ленинград — был опубликован на нашем сайте к 76-й годовщине снятия блокады. Следующие статьи из этого цикла будут появляться на нашем портале в течение этого юбилейного года и постепенно составят специальную историческую серию для раздела «Алфавит российского буддизма».