До конца недели жизнь в Дацане Гунзэчойнэй будет насыщена мероприятиями совместно с тибетской делегацией монахов. У вас есть прекрасная возможность получить духовную и практическую помощь, уделить время медитациям и молитвам, создать благоприятную внутреннюю опору для преобразования омрачённых аспектов ума в дальнейшей практике Дхармы.
Прочитать подробную программу делегации из Дрепунг Гоманг в Петербурге
Процесс возведения сакрального изображения в честь йидама Ямантака продлится ориентировочно до конца предстоящей недели. После освящения мандалы из окрашенного песка прихожане по традиции смогут выразить своё почтение и поклонение святыне: совершать круговой обход (гороо) вокруг мандалического рисунка, делать простирания и зарождать благие намерения для личной духовной практики. И в целом получить культурное обогащение от необычного процесса сложения песчинок в детальный образ дворца для буддийского божества.
Ямантака, в переводе с санскрита «Тот, кто покончил с Владыкой Смерти», особая тантрическая практика, широко применяемая не только среди тибетцев, а также в регионах, где распространился тибетский буддизм. Ямантака — просветлённое существо и Дхармапала в многоликом образе (одна из голов обязательно бычья), многорукий, многоногий, является гневным проявлением бодхисаттвы Манджушри. Йидам защищает вероучение и способствует приобретению глубокого понимания реальности.
Досточтимый Гюмед Кхентул Ринпоче (Тулку Тенпа Пунцок), возглавляющий тибетскую делегацию, великодушно поделился ценными знаниями о мандале:
Мандала по своей сути — это проекция дворца божества и земли, где он находится. Сейчас мандала [Ямантаки] в процессе появления, когда монахи доделают все детали, то на церемонии она будет освящена. Церемония освящения предполагает, что мы приглашаем божество сюда [в песочный дворец]. В силу собственных духовных возможностей и понимания мы считаем, что, действительно, здесь пребывает сам Ямантака и освящает всё пространство своим присутствием. Представьте, что Ямантака здесь, во дворце, он есть, поэтому нужно сосредоточиться и понять, что вы будете делать. При таком понимании происходящего, даже один обход вокруг мандалы — большая драгоценность и заслуга.
Когда мы достроим мандалу и пригласим в неё Ямантаку —
Нет чётких правил, какие молитвы читать, какие ритуалы делать в присутствии мандалы. Если нет специального посвящения Ямантаки, то даже просто находясь в дугане делайте свои привычные духовные практики, простирания, подношения мандале или читайте мантры во время обхода мандалы. А если будет практика в честь Манджушри, то это наилучшее: можно начитывать мантру ОМ АРА ПАЦАНА ДИ. Нужно постараться почувствовать, что здесь присутствует Ямантака.
О разборе мандалы и о песке, который прихожане уносят с собой.
Основа мандалы бывает разной — мы используем песок. Как и для тханок, для мандал мы призываем джнянасаттв* из их небесных обителей, и они здесь пребывают, растворяются в созданной форме. Затем их отзываем обратно и остаётся отпечаток — самаясаттва*. Есть и такой вариант, когда нет основы и божеству не в чем оставаться. Самаясаттва у мандалы воплощается в песке, это помогает для визуализации практики.
Если подумать, то нет большой разницы — имеем ли мы щепотки освященного песка от разных мандал отдельно друг от друга, либо смешиваем в одну большую освящённую горку, смысл не меняется. Если вы чувствуете
Песок мандалы держат в доме как оберег. Можно сделать амулетом и разместить в автомобиле. Если есть поля, участки земли, то можно посыпать им землю для благословения земли и плодородия, для «хозяев подземелья» [духов]. Когда в водные источники освящённый песок бросаем, то, думаю, нагам это тоже полезно. При разрушении мандалы мы тоже отдаём часть песка нагам именно поэтому — благословляем их. Если есть источник с водой, который вы хотите обновить, очистить, чтобы «хозяева воды и подземелья» были счастливы, можно добавить туда частичку песка.
Поэтому к мандале относятся как к святыне, пока она есть и после того, как растворилась в песке.
Благодарим за перевод Ирину Долженко (Тензин Норзом).
* Джнянасаттва — существо мудрости. Здесь надмирское божество, внешне чаще идентичное божеству, мысленно порождённому перед собой, приглашаемое из его обители и растворяющееся в порождённом божестве, как бы освящая или одушевляя его. Хотя с абсолютной точки зрения это не является
Самаясаттва — существо клятвы. Мысленно порождённое перед собой божество.
(Источник: Тексты для ежедневных практик. Составление, перевод и комментарии: Тенгон).
Ритуал разбора мандалы Ямантаки по расписанию запланирован на 8 октября 2023 года с 12:00.
Место проведения основной части ритуала: алтарный зал Дацана Гунзэчойнэй (Приморский проспект, д. 91).
Традиционно, после символического разрушения «дворца божества» священнослужители сделают подношение в виде части песка хозяевам воды — нагам. В конце обряда оставшийся песок мандалы будет раздаваться прихожанам.
Получение частицы святыни будет производиться по предъявлению входной открытки (получить можно в Дацане в день ритуала за рекомендуемое пожертвование 300 рублей, наличными).
Через сайт Дацана или в самом храме можно передать ламам прошение в виде записок с вашим именем и именами близких для молитвы во время специальных ритуалов (отправить онлайн-записку).
Прямые эфиры из дугана Дацана Гунзэчойнэй и видеозаписи ритуалов мандалы размещаются на сайте — в разделе «Трансляции хуралов и ритуалов», на канале в YouTube и в группе ВКонтакте.
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Лиен Роса).
Интервью провела выпускающий редактор сайта Лиен Роса.