Дацан Гунзэчойнэй Мандала Ямантаки от монахов Дрепунг Гоманг - октябрь 2023

«К мандале относятся как к святыне, пока она есть и после того, как растворилась в песке»

В Петербургском Дацане Гунзэчойнэй продолжаются Дни тибетской культуры. Монахи из индийского монастыря Дрепунг Гоманг проводят многодневный ритуал создания песочной мандалы. Буддийская святыня по песчинкам возводится в алтарном зале.


До конца недели жизнь в Дацане Гунзэчойнэй будет насыщена мероприятиями совместно с тибетской делегацией монахов. У вас есть прекрасная возможность получить духовную и практическую помощь, уделить время медитациям и молитвам, создать благоприятную внутреннюю опору для преобразования омрачённых аспектов ума в дальнейшей практике Дхармы.

Прочитать подробную программу делегации из Дрепунг Гоманг в Петербурге

Процесс возведения сакрального изображения в честь йидама Ямантака продлится ориентировочно до конца предстоящей недели. После освящения мандалы из окрашенного песка прихожане по традиции смогут выразить своё почтение и поклонение святыне: совершать круговой обход (гороо) вокруг мандалического рисунка, делать простирания и зарождать благие намерения для личной духовной практики. И в целом получить культурное обогащение от необычного процесса сложения песчинок в детальный образ дворца для буддийского божества.

Ямантака, в переводе с санскрита «Тот, кто покончил с Владыкой Смерти», особая тантрическая практика, широко применяемая не только среди тибетцев, а также в регионах, где распространился тибетский буддизм. Ямантака — просветлённое существо и Дхармапала в многоликом образе (одна из голов обязательно бычья), многорукий, многоногий, является гневным проявлением бодхисаттвы Манджушри. Йидам защищает вероучение и способствует приобретению глубокого понимания реальности.

Мастера-монахи, под точными движениями рук которых символ за символом рождается песочная мандала, сосредоточены не только на внешних действиях, а также на внутренней медитации. Возведение объёмной сакральной графики осуществляется для призывания божества в специально подготовленное, освящённое место, чтобы получить благословение, очищение и защиту от зла.

Досточтимый Гюмед Кхентул Ринпоче (Тулку Тенпа Пунцок), возглавляющий тибетскую делегацию, великодушно поделился ценными знаниями о мандале:

Мандала по своей сути — это проекция дворца божества и земли, где он находится. Сейчас мандала [Ямантаки] в процессе появления, когда монахи доделают все детали, то на церемонии она будет освящена. Церемония освящения предполагает, что мы приглашаем божество сюда [в песочный дворец]. В силу собственных духовных возможностей и понимания мы считаем, что, действительно, здесь пребывает сам Ямантака и освящает всё пространство своим присутствием. Представьте, что Ямантака здесь, во дворце, он есть, поэтому нужно сосредоточиться и понять, что вы будете делать. При таком понимании происходящего, даже один обход вокруг мандалы — большая драгоценность и заслуга.

Когда мы достроим мандалу и пригласим в неё Ямантаку — т. е. освятим, то ваша встреча с мандалой будет равноценна встречи с божеством. Количество и качество благих заслуг от любого благого действия, которое мы совершаем, глубина отпечатков во многом зависят от нашего отношения, получается, у всех это по-разному и сила от этих заслуг тоже будет разной. Ямантака — гневная форма Манджушри, всем нужна мудрость, и её открывает нам благословение Манджушри.

Нет чётких правил, какие молитвы читать, какие ритуалы делать в присутствии мандалы. Если нет специального посвящения Ямантаки, то даже просто находясь в дугане делайте свои привычные духовные практики, простирания, подношения мандале или читайте мантры во время обхода мандалы. А если будет практика в честь Манджушри, то это наилучшее: можно начитывать мантру ОМ АРА ПАЦАНА ДИ. Нужно постараться почувствовать, что здесь присутствует Ямантака.

О разборе мандалы и о песке, который прихожане уносят с собой.

Основа мандалы бывает разной — мы используем песок. Как и для тханок, для мандал мы призываем джнянасаттв* из их небесных обителей, и они здесь пребывают, растворяются в созданной форме. Затем их отзываем обратно и остаётся отпечаток — самаясаттва*. Есть и такой вариант, когда нет основы и божеству не в чем оставаться. Самаясаттва у мандалы воплощается в песке, это помогает для визуализации практики.

Если подумать, то нет большой разницы — имеем ли мы щепотки освященного песка от разных мандал отдельно друг от друга, либо смешиваем в одну большую освящённую горку, смысл не меняется. Если вы чувствуете какое-то особое расположение к определённому божеству, то очевидно, что и связь с ним для вас будет сильнее через его отпечаток в мандале, тогда этот песок можно хранить отдельно. Либо для получения благословения от конкретного божества тоже.

Песок мандалы держат в доме как оберег. Можно сделать амулетом и разместить в автомобиле. Если есть поля, участки земли, то можно посыпать им землю для благословения земли и плодородия, для «хозяев подземелья» [духов]. Когда в водные источники освящённый песок бросаем, то, думаю, нагам это тоже полезно. При разрушении мандалы мы тоже отдаём часть песка нагам именно поэтому — благословляем их. Если есть источник с водой, который вы хотите обновить, очистить, чтобы «хозяева воды и подземелья» были счастливы, можно добавить туда частичку песка.

Поэтому к мандале относятся как к святыне, пока она есть и после того, как растворилась в песке.

Благодарим за перевод Ирину Долженко (Тензин Норзом).


* Джнянасаттва
— существо мудрости. Здесь надмирское божество, внешне чаще идентичное божеству, мысленно порождённому перед собой, приглашаемое из его обители и растворяющееся в порождённом божестве, как бы освящая или одушевляя его. Хотя с абсолютной точки зрения это не является чем-то необходимым, но для нашего восприятия обычных существ требуется такое ритуальное действие, чтобы суметь развить доверие и благоговение перед созерцаемым образом.

Самаясаттва — существо клятвы. Мысленно порождённое перед собой божество.

(Источник: Тексты для ежедневных практик. Составление, перевод и комментарии: Тенгон).

Ритуал разбора мандалы Ямантаки по расписанию запланирован на 8 октября 2023 года с 12:00.

Место проведения основной части ритуала: алтарный зал Дацана Гунзэчойнэй (Приморский проспект, д. 91).

Традиционно, после символического разрушения «дворца божества» священнослужители сделают подношение в виде части песка хозяевам воды — нагам. В конце обряда оставшийся песок мандалы будет раздаваться прихожанам.

Получение частицы святыни будет производиться по предъявлению входной открытки (получить можно в Дацане в день ритуала за рекомендуемое пожертвование 300 рублей, наличными).

Через сайт Дацана или в самом храме можно передать ламам прошение в виде записок с вашим именем и именами близких для молитвы во время специальных ритуалов (отправить онлайн-записку).

Прямые эфиры из дугана Дацана Гунзэчойнэй и видеозаписи ритуалов мандалы размещаются на сайте — в разделе «Трансляции хуралов и ритуалов», на канале в YouTube и в группе ВКонтакте.


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Лиен Роса).

Интервью провела выпускающий редактор сайта Лиен Роса.

Tue, 03 Oct 2023 20:25:00 +0300