Сагаалган (в пер. с монгольского — «Белый месяц», Цаган Сар), являющийся в Республике Бурятия государственным праздником, не закреплен за
Накануне кульминационного торжества в Дацане по традиции пройдет один из самых зрелищных буддийских обрядов — Дугжууба, символом которого является ритуальный костёр. Вечером 22 февраля такие костры зажгутся и во дворе петербургского буддийского храма, и в их пламени должны будут сгореть все болезни, грехи и несчастья предыдущего года. Последователи Будды без сожалений сжигают мосты, ведущие в прошлое, чтобы открыть дорогу будущему.
Обряд Дугжууба В Дацане Гунзэчойнэй, фото из архива: особый молебен в дугане храма, приготовленный ламами Дацана магический «Сор» (ритуальная пирамида с черепом, увенчанным символом, напоминающим наконечник стрелы),
обряд на приводной территории — на берегу реки Большая Невка, ритуальный костёр.
Помимо того, что Сагаалган — это светлое торжество в кругу семьи, родственников и друзей, для встречающих он ещё символизирует скорое завершение зимы и наступление весны. История традиции празднования буддийского Нового года отсылает нас в далёкие времена Тибета, где праздник носит имя «Лосар». Изначально новый 12-ти месячный цикл в Тибете отмечали по факту окончания осенних сезонных работ, а привычный для нас буддийский характер торжество приобрело только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг лама Чже Цонка́па (так же часто встречается вариант написания Цзонха́ва) разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях. К Новому году по лунному календарю Цонкапа приурочил и проведение праздника Монлам Ченмо (тиб. — «Великий молебен»). Он длится 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти, защищая своё Учение от недоброжелателей.
Подготовка к Сагаалгану начинается задолго до наступления торжества. Люди наводят порядок в своих домах и вещах, избавляясь от ненужных и старых, тем самым символически освобождая свой ум и подготавливая свой дух для восприятия нового. Ламы и монахи с помощью прихожан наводят чистоту в дацанах (к слову, в
В буддийских храмах проводят особые праздничные хуралы (молебны), ритуалы и обряды — с расписанием служб и молебнов в Дацане Гунзэчойнэй можно ознакомиться здесь.
Верующие стремятся заказать в этот период специальные молитвы за себя и своих близких для избавления от всех недугов, защиты от опасностей, ограждения от омрачений, привлечения удачи и с пожеланиями счастья, процветания и благополучия в наступающем году. Прежде всего, рекомендуется принять участие в молебнах тем людям, чей год рождения по восточному календарю совпадает с символом животного будущего года, поскольку считается, что для таких людей происходит полное обновление жизненного цикла. В этот год на пороге такого ключевого изменения в жизни все, рождённые в год Крысы (Мыши).
Традиционно в канун Нового года и в течение Белого месяца прихожане обращаются к ламам-астрологам за прогнозами на следующий год, приглашают буддийских священнослужителей в свои дома для проведения обряда очищения и освящения жилища.
Торжественный обмен хадаками — разноцветными шёлковыми шарфами после наступления Сагаалгана
Как и любой новогодний праздник, Сагаалган отмечается за столом, полном разнообразными угощениями, и сопровождается приятными встречами с близкими людьми и обменом подарками. Особым пиететом в это время пользуется так называемая белая пища — еда, в которой содержатся молоко, сметана, творог или масло.
С духовной точки зрения наступление нового периода — это всегда благоприятное время, чтобы настроиться на обновления, очиститься на физическом, ментальном, духовном уровнях, осознать своё предназначение и наметить цели в освоении Дхармы.
Приглашаем вас в Дацан Гунзэчойнэй встретить с ламами этот прекрасный праздник!