Защитница всех живых существ на троне из красного лотоса
Ритуал создания мандалы Зелёной Тары направлен на обретение счастья и благополучия, укрепление здоровья, очищение на всех уровнях, устранение препятствий и защиту от опасностей. Считается, что иногда одного взгляда на такую мандалу бывает достаточно, чтобы избавиться от болезней, страхов и дурных помыслов, а также отбросить в прошлое накопленную дурную карму. Что касается богини Зелёной Тары, то она занимает одно из центральных мест в буддийском пантеоне в качестве матери всех будд (прошлых, настоящих и будущих), защитницы всех живых существ и скорой помощницы для тех, кто обращается к ней за помощью в трудной ситуации. В молельном зале Дацана Гунзэчойнэй её мозаичное панно (тханку) можно увидеть на левой стене, где богиня безмятежно восседает на красном лотосе Авалокитешвары, из слезы которого, пролитой по страданиям этого мира, она когда-то и явилась на свет.
Уникальная мозаичная тханка Зелёной Тары,
находящаяся в дугане (алтарном зале) Дацана Гунзэчойнэй
Обыкновенно мандала Зелёной Тары представляет собой изображение дворца, который буддийские ламы символически возводят для своего божества с помощью цветного песка. По мере того, как мандала будет строиться, а песчаный дворец — приобретать свои очертания, в храме, согласно буддийским представлениям, будет ощущаться незримое присутствие богини, которая ненадолго снизойдет в воздвигнутое для неё жилище. С этим связана ритуальная просьба к Зелёной Таре, которая традиционно предшествует разрушению мандалы, — покинуть песчаный дворец и вернуться в свои высокие обители.
Приглашаем всех желающих воочию увидеть строительство священного изображения, дающее уникальную возможность помедитировать и помолиться рядом с возводимой мандалой — ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 19:00 (расписание, напомним, действует с 31 января по 9 февраля).
Процесс создания песочной мандалы
Цель йогина — обрести постоянное присутствие мандалы в своём сердечном центре
Ма́ндала (санскр. — «круг», с тибетского — «окружность») в тантрическом буддизме представляет собой сложное символическое изображение бытия, воссозданного в полном спектре его проявлений. Поскольку этимология слова шире, чем его буквальный перевод, то мандалу мы можем трактовать и как модель сознания человека, и как само Мироздание, и как суть всех жизненных процессов, прежде всего, живых существ. Чёткая геометрическая схема включает в себя как материальную сторону жизни, так и духовную. Мандала многообразна по форме и встречается в плоском виде или с объёмным рельефом: её рисуют на бумаге, вышивают на тканях, создают из порошков или песка ритуальных цветов, из камней, металла, дерева. В буддийских храмах, преимущественно, мандалами украшают стены, используют нарисованные схемы и создают масштабные песочные изображения. Все персонажи и элементы на одной мандале могут иметь разную природу, но соотносятся друг с другом. Используемая цветовая палитра наделена конкретным смыслом и направлена на определённые действия.
Фрагменты буддийской песочной мандалы
Создание мандалы с дальнейшей медитацией на неё благотворно влияет и на тех, кто трудится над появлением рисунка, и на созерцающих верующих. Это одна из древних методик концентрации энергии и работы с ней. А для желающих следовать духовным путём, бесспорно — эффективная практика. Считается, что концентрация на таком сакральном изображении или целой конструкции из песка помогает избавиться от страхов, стрессов, негативных эмоцией и мыслей, активизировать внутреннюю энергию человека, усилить возможности практикующего, разрешить сложные ситуации и проблемы, помочь интуитивно найти ответы на свои вопросы, гармонизировать собственный ум, речь и тело — ментальное и психо-физическое состояния. Цель любого йогина — обрести постоянное присутствие мандалы в своём сердечном центре.
Несмотря на то, что понятие «мандала» используется исключительно в буддизме и индуизме, следы техники создания мандалы можно увидеть в других верованиях и мировых культурах — в иконических образах и канонических символах. История и период появления первого такого буддийского священного рисунка доподлинно не известны. Существуют различные точки зрения исследователей, начиная от далёких времен строительства мегалитов, заканчивая версией о том, что прообразами мандал изначально стали шаманские бубны с многообразными символами на них. Существуют даже красивые буддийские легенды о вручную созданных первых мандалах для молитв, когда человек очень нуждался в помощи высших сил, и божество снизошло до него, покорённое истинной красотой необычного геометрического изображения.
Ритуал разбора (разрушения) мандалы с последующей раздачей
освящённого песка прихожанам и верующим
Для особой пользы в постижении Учения Будды, совершенствовании своей духовной практики и получения заветного каждым прихожанином ламы Дацана проведут дополнительные ритуалы в присутствии мандалы Зелёной Тары.
Расписание ритуалов:
31 января
18:00 — Ритуал Белозонтичной Тары (Дуккар) для устранения препятствий и защиты от опасностей.
2 февраля
16:00 — Лекция-экскурсия о Дацане с рассказом о феномене песочной мандалы в тибетском буддизме.
18:30 — Молебен Зелёной Таре — покровительнице семейного благополучия (особенно благоприятна тем, кто хочет создать семью, для мира в семье, благополучия и здоровья детей, для беременных женщин, материального благополучия и защиты в опасных ситуациях.
4 февраля
18:00 — Молебен Белой Таре и ритуал Цедо (продление жизни и устранение причин преждевременной смерти).
6 февраля
18:00 — Шернинг Дудок (отведение препятствий через Сутру сердца Праджяпарамиты).
8 февраля
18:00 — Жабтуй (ритуал омовения — очищение и защита сиянием божеств).
В ночь с 8 на 9 февраля (с 22:00 до 8:00) будет проведена особая ночная практика — ретрит Зелёной Тары в присутствии божества в мандале (начало в 15 кабинете).
9 февраля
12:00 — Ритуал разбора (разрушения) мандалы Зелёной Тары, раздача освящённого песка прихожанам.
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотограф Иван Андреев).