На этот раз Сагаалгану устроят торжественную встречу не только в Бурятии, Туве, Забайкалье, Иркутской области и других «буддийских» регионах России, но и в Москве, где 25−26 февраля в Государственном Кремлевском дворце будет представлена специальная концертная программа.
Что касается
Обряды и значение буддийского Нового года
Год Мыши: новый 12-летний цикл и эпоха перемен
2020 год обещает быть особенным.
Впрочем, есть и ещё одна особенность предстоящего года, о которой нельзя не упомянуть. Исполняется ровно 30 лет с того момента, как после крушения Советского Союза в республике Бурятия Сагаалган был официально признан государственным праздником. В честь этого жителям Бурятии дадут дополнительный выходной день — 24 февраля, который в сумме с субботой, воскресеньем и Днём защитника Отечества образует четырёхдневный
Дугжууба, ритуальные костры и притча о бусинке
Сагаалган, как всякий традиционный народный праздник, строится по издавна устоявшимся драматургическим законам. Так, у него есть главные действующие лица, богиня Палден Лхамо и Белый старец, которые поочередно выходят на «сцену», чтобы подвести итоги предыдущего года и распахнуть двери в будущее.
Но, прежде чем наступает черёд для богини и старца, проводится обряд Дугжууба, который приходится на 29-й лунный день, канун первого весеннего новолуния. В нынешнем году Дугжууба будет организован в Дацане Гунзэчойнэй вечером 22 февраля (начало в 19 часов).
Об этом ярком, зрелищном обряде наверняка
Проведение обряда Дугжууба ламами Дацана Гунзэчойнэй, 2019 г.
Что такое «табалены»? Обычно это крошечные фигурки из теста, которые буддисты изготавливают, чтобы передать им все свои дурные мысли, неудачи и болезни, накопившиеся за год. «Табалены» можно сделать из чистого беспримесного теста (только на муке и воде) или даже из обычного носового платка. Кусочек теста или платок надлежит прокатать по всему телу, начав со лба и намотав на него все нехорошие помыслы, затем вокруг рта, чтобы убрать все дурные слова, потом по груди, чтобы очистить сердце, по ладоням — чтобы стереть с них дурные дела
Поясняя смысл «табаленов», ламы иногда рассказывают одну старинную тибетскую притчу — о том, как некоему монаху в ухо попала бусинка от молитвенных чёток. Монах стал жаловаться, хотя бусинка его не слишком беспокоила, и вскоре на самом деле почувствовал недомогание. Тибетский врач, выслушав больного, засомневался, что тот говорит правду («как могла бусинка от четок проникнуть так глубоко в ухо?» — подумал он), но
В день Дугжуубы верующим рекомендуется провести капитальную домашнюю уборку, вымести пыль и сор и избавиться от старых ненужных вещей. Но ритуальные костры ни в коем случае нельзя разводить самостоятельно — очищающую целебную силу имеет лишь то пламя, которое освящено ламами.
Сумрак рассеивается: Палден Лхамо облетает Вселенную
Палден Лхамо. Буддийская танка, работа Николая Дудко, 1998 г.
Вечером 23 февраля, в 22:00, в Дацане Гунзэчойнэй начнётся торжественный молебен, обращенный к богине Палден Лхамо (в другой транскрипции — Балдан Лхамо).
Новый год, Сагаалган, считается наступившим, если в неверном утреннем свете верующий будет способен различить пальцы на своей вытянутой руке. Однако в эпоху электрического освещения и в условиях мегаполисов этот критерий уже почти не работает, поэтому точкой отсчёта для Нового года обычно считают 5 часов утра. К этому моменту в Дацане начинается утренний хурал Сидор Лхамо (в другой транскрипции — Цедор Лхамо), который завершится призывом благоденствия и благополучия (обряд Далага) и обменом хадаками (разноцветными ритуальными шёлковыми шарфами).
Торжественный обряд обмена хадаками в Дацане Гунзэчойнэй, 2019 г.
Белый старец: от «Хозяина мира» до Николы Угодника и Белого царя
Сагаалган неотделим от образа загадочного Белого старца, который в образе отшельника с посохом в руках, в белоснежных одеждах и с огромной седой бородой выходит к людям. Многие считают его аналогом русского Деда Мороза, однако это не так: Белый старец — это божество из буддийского пантеона. Он считается богом, который не достиг нирваны и остался на земле, чтобы покровительствовать человеку и всему живому. Кроме того, старец приходит в канун весны, а не в середине зимы, как это делают Дед Мороз или
Белого старца знают под именем Цагаан Эбугена, в Калмыкии его почитают как Джилийн Нойона, что в переводе означает — «Хозяин года». Впрочем, одним лишь годом его власть не ограничивается. «Хозяин пространства», «Хозяин всей земли», «Хозяин мира» — вот эпитеты, которыми монголоязычные народы обыкновенно награждают Цагаан Эбугена. Старец повелевает людьми, дикими зверями, домашними животными, а также духами гор, земли и воды. Одного прикосновения его посоха достаточно, чтобы даровать долголетие. Однако, если старец разгневан на нечистые человеческие помыслы, он способен и покарать. Но в целом в мир с его появлением приходят покой, равновесие и благополучие для всех, кто его почитает.
Белый Старец. Буддийская танка. XX в.
На буддийских иконах можно увидеть повторяющийся образ Белого старца: «хозяин мира» сидит на берегу реки, в окружении леса, среди которого угадываются и персиковые деревья. Его лик безмятежен, а прищуренные глаза смотрят прямо в душу, на темени — выпуклость, свидетельствующая о причастности высшему знанию и мудрости. В правой руке у старца посох, увенчанный головой дракона, в левой — драгоценный камень Чинтамани, магический кристалл, исполняющий желания, или же монашеские буддийские четки.
Характерно, что в Бурятии, где буддийская иконографическая традиция активно взаимодействовала с православной и старообрядческой традициями, представления о Белом старце зачастую переплетались с образом святого Николая Чудотворца (Николая Угодника). Многие сибиряки до сих пор уверены, что в лике Николая Угодника православная церковь почитает Цагаан Эбугена. Та же белая борода, тот же строгий проницательный лик, те же чудеса, которых верующий ожидает от христианского Чудотворца. Нельзя не заметить и сходства, которое культ Белого старца имеет с культом Белого царя, распространённым в российском буддизме, или же с образом православного святого Фёдора Кузьмича Томского (но об этом мы напишем отдельно).
В современной Бурятии у Белого старца есть своя резиденция. Подобно тому, как российский Дед Мороз «прописан» в Великом Устюге, Цагаан Эбуген «живёт» в большой юрте в Верхней Берёзовке (на севере Улан-Удэ). Отсюда он, как и предписано обычаями, правит миром и входит в жизнь людей с наступлением очередного Сагаалгана.
Буддийский Новый год, как мы уже упоминали, празднуется на протяжении всего Белого месяца. В это время полагается вкушать белую молочную пищу, больше проводить время с семьей, ходить друг к другу в гости и с особым почтением приветствовать старших, протягивая им руки ладонями вверх, как бы намереваясь их поддержать. Кроме того, буддисты в это время практикуют запуск «Коней удачи» — «Хий моринов», символизирующих жизненную силу человека. Обыкновенно это флажки, которые развешивают в дацанах. Если «конь удачи» провисает вниз, значит, силы идут на убыль, и необходимо поберечь себя. А вот если флажок взлетает ввысь, год будет удачным и счастливым.
Флажки «Конь удачи» («Конь ветра») — «Хий морин» на специальной ритуальной беседке на территории сада Дацана Гунзэчойнэй
Подробная программа празднования Сагаалгана с расписанием особых торжественных хуралов и обрядов доступна на нашем сайте.
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй, фотограф Иван Андреев.
Иллюстрации: Альбом Николая Дудко «Буддийское искусство ТАНКА» — Улан-Удэ: НоваПринт, 2014 г.; из открытых источников в Интернете.