Дацан Гунзэчойнэй Специальные службы и лекция в период мандалы Будды Шакьямуни

Дополнено расписание служб и занятий в Дацане на май-июнь

Ламы нашего Петербургского буддийского храма проведут дополнительно особые обряды и молебны в присутствии пока ещё существующей песочной мандалы Будды Шакьямуни. Эта практика ознаменует символическое окончание священного месяца Сага Дава. Также приглашаем всех желающих на специальную просветительскую лекцию, из которой вы узнаете подробнее о созданной мандале и важном месяце для всех буддистов — Весак. Смотрите расписание в статье.


Для чего проводят буддийские ритуалы?

Если говорить о сути буддизма, то его основной целью, прежде всего, как учения, является изменение собственного сознания через подавление и искоренение омрачений, клеш и прочего. Он призывает к совершению благих поступков и исключению неблагих. Как говорил сам Будда Шакьямуни в одной из своих сутр — о необходимости контролировать своё сознание, работать над собой и самосовершенствоваться.

На пути к Просветлению мы — буддисты — так или иначе соприкасаемся, в первую очередь, с Четырьмя благородными истинами, или истинами Святого. Согласно первой истине о страданиях: рождаясь в этом мире человеком, мы уже наделены несовершенным сознанием и несовершенным телом, как считается, поэтому обладаем причинами, чтобы испытывать страдания. Поскольку всё невечно, изменчиво, сознание и тело в силу разных причин тоже будут изменяться — это обуславливает появление новых страданий. Однако, у этих страданий всегда есть причина, заключённая в карме и омрачениях, и сопутствующие условия для возникновения причины страданий, также усиливающие её следствие. В буддийском учении об этом много рассказывается. До тех пор, пока человек не станет контролировать своё сознание, он будет совершать соответствующую карму и испытывать страдания. Об этом гласит вторая истина. Третья благородная истина — о прекращении страдания, что оно возможно. Избавившись от кармы, омрачений, клеш и прочего угнетающего нас, мы искореняем само страдание, здесь речь о борьбе именно с причиной, вызывающей эту «болезнь». «Выздоровление» возможно только при воздействии на причину страдания, потому что работа со следствием даёт кратковременный эффект. Пока человек не борется со своими омрачениями, пока не пытается обуздать свой ум, если уделяет внимание только последствиям, то улучшение будет временным. Ни другие условия существования, ни другая среда обитания тоже не изменят вас, вся цепочка такого пути страдания будет вновь повторяться. Однако, завершить страдания можно — есть путь, ведущий к его прекращению, о чём повествует четвёртая истина Святого.

Как уже было сказано выше, путь к освобождению проходит через личные процессы саморазвития, самосовершенствования, через подавление своих омрачений. Поэтому, начиная с сегодняшнего момента, можно стремиться идти путём, ведущим к освобождению от бесконечности круговорота сансары. Это борьба с собственными омрачениями, овладевание собственным умом. Однако, дорога к такому процессу не близкая. В буддизме, как вы знаете, встречаются обращения к бесконечному опыту прошлых и будущих жизней — есть такое понятие «безначальность сансары». У нашего сознания должны быть определённые условия, которые дадут свои нужные, благие следствия. Соответственно, ничто материальное не может послужить причиной нашему сознанию, так же и наоборот. Сознание создаёт сознание, в нашем сознании уже имеются причины страдания и одновременно ресурс — условия для освобождения он него. Нет необходимости далеко смотреть в будущие рождения, рассматривать различные варианты перерождений, для всего этого существуют свои причины и условия, которые формируются уже сейчас — в настоящий момент. По такому же принципу происходит рождение божеством, либо животным, либо голодным духом. Если мы проживаем осознанно эту краткосрочную жизнь, тогда долгая жизнь (продолжительная, состоящая из цепочки перерождений) тоже не бессмысленна.

Считается, что достичь Просветления в течение одной жизни крайне сложно, однако при этом у вас уже есть опыт предыдущего существования, также можно проанализировать нынешнее состояние сознания и развивать его, тем самым создавая предпосылки для следующего благоприятного рождения, уже в этой жизни можно понять о будущей. Для кармы не нужен никакой специальный запускающий механизм — условие формирует причину, чтобы появилось следствие. Мы, люди, этого не видим, но карма работает. Человек не способен наблюдать свои деяния в прошлых рождениях, поэтому полагаться необходимо только на данное рождение человеком, тем самым обладая способностью к осознанию и телом для правильных деяний. Наше сознание и тело в силу своей несовершенности постоянно изменчивы и легко поддаются влиянию внешних причин. Поэтому подготовка к следующей жизни, как было сказано выше, в нынешнем существовании совершается через практику.

Если обратиться к временам Будды, к истории проведения обрядов, тогда они лишь сопутствовали основной практике. У йогинов, которые наравне с обычными людьми обладали таким же телом, значит, можно предположить, что и на их пути возникали сложности, противоречивые условия из окружающего мира. В тот древний период появились ритуалы для избавления именно от внешних препятствий у опытных практиков. На суть буддийских обрядов повлияло место возникновения и распространения буддизма — большую роль сыграли существующие тогда традиции Индии. Со временем буддийские ритуалы перестали быть лишь содействующими в практике йогинов, их начали использовать в более обширной практике для помощи верующим-мирянам.

Ритуалы и обряды, которые ламы проводят в нашем монастырском комплексе Гунзэчойнэй, тоже применяются для устранения именно внешних препятствий. Это важный момент для понимания: ни лама, ни другой человек, ни даже Будды не смогут исчерпать чью-то индивидуальную карму, отстранить наше сознание от омрачений, кроме нас самих. Различные молебны, ритуалы, пуджи как раз направлены на очищение пути от внешних препятствий, устранение их.

В заключении вспомним о двух буддийских понятиях: мудрость (праджня), ведущая нас к освобождению, являющаяся противоядием от омрачений, и «сострадание» как метод — бодхичитта, желание счастья и не причинение вреда живым существам. Это два главных крыла Великого Учения, которому мы следуем. Только обладая двумя этими характеристиками, одинаково важными в буддизме, обе развивая в равной степени, можно достигнуть большого духовного развития. Необходимо задумываться об этом, когда совершаете или принимаете участие в каком-то буддийском ритуале.

РАСПИСАНИЕ

27 мая, пятница, в 18:00
27-й лунный день

РИТУАЛ ЧАСУМ

Ритуал «Трёхчастного подношения». Обычно подношения из пищевых продуктов и торма преподносят отдельно божествам, йидамам, сахюусанам, кореным учителям и низшему классу существ — голодным духам, разным классам бесплотных существ. В процессе Часум ламы делают три подношения именно для представителей второго типа, в частности, с целью умиротворения духов местности. Проживая в нашем городе и в Ленинградской области, мы соседствуем с покровителями этих земель. Эти низшие существа в силу определённых причин и условий привязаны к местности, были рождены здесь покровителями. Они обладают ограниченной сутью, поэтому негативно проявляют себя в отношении живых существ, вредительствуют им. Люди, обладая несовершенным сознанием и телом, не могут самостоятельно им сопротивляться, потому что тоже отчасти ограничены своим восприятием мира — привыкли полагаться только на зрение, слух, вкус, обоняние и т. д. Этот ритуал составлен в соответствии с Учением Будды, учившим, что не следует причинять вред ни одному живому существу, поэтому вместо гневных методов воздействия используются созидательные — совершаются подношения, делаются торма, читаются восхваления и т. д.

Краткий, но очень действенный ритуал Часум направлен на устранение препятствий и болезней, особенно которые вызваны в силу причин, связанных с различными классами духов. Он очищает путь верующих от прежних неблагих поступков и ограждает их от всех препятствий в практике Дхармы для достижения Пробуждения. Хорошая помощь в преодолении неудач, трудностей и неблагоприятных обстоятельств, в духовной практике и в повседневной жизни.


28 мая, суббота, в 17:00

28-й лунный день

РИТУАЛ ЖАБТУЙ

Обряд «Защитное омовение» выводит практикующего из состояния ритуальной нечистоты. Считается очень действенным в очищении явной кармы, неблагоприятных отпечатков вследствие неблагих деяний нашего тела, речи, ума. Любые неблагие проявления тела, речи, ума становятся причинами нашего страдания. Практика Жабтуй связана с медитативной практикой созерцания конкретного божества, например, Белозонтичной Тары, Будды Амитаюса и других. Благодаря визуализации происходит своего рода реализация какого-то определённого божества, его качества и силы. Считается, что в процессе ритуала ламы или практик за счёт молитв божеству освящают воду в сосуде. Освящённая вода наделяется чистой сущностью Высшего индивида, и последний дарует своё благословение через воду присутствующим.

Таким образом, ритуал проводится для защиты, восстановления жизненных сил, продления жизни, исцеления от болезней, очищения энергетики от негативных воздействий внешних и внутренних. Если человек сильно и долго болеет, ощущается упадок сил, его преследуют неудачи, значит, ослаблена или загрязнена жизненная энергия. Её восстановление и очищение достигается на ритуале через водную стихию — вода в наполненных сосудах за счёт поднесения торма божествам и прочтения их мантр приобретает изменённое состояние, наделяется особой силой. Участники (прихожане) должны представлять, что каждая клетка их тела заполняется нектаром, очищается от всего дурного (внутреннего и извне), недугов.


29 мая, воскресенье, в 17:00

29-й лунный день

ХУРАЛ (МОЛЕБЕН) ДОРЖО ЖОДБО

«Алмазная Сутра», или «300 строф Праджняпарамиты», относится к одной из сутр 108 томов Ганжура, входит в том «Сборник различных мудростей». Хурал направлен на избавление от клеш, омрачений, заблуждений, которые нужно «пронзить подобно ваджре» по словам индийского философа Васубандху. Такое значение этой сутры. Хурал помогает устранить любые препятствия, не только духовные, и создать благоприятные условия для практики.


2 июня, четверг, в 18:00

ЛЕКЦИЯ ПРО МАНДАЛУ И МЕСЯЦ ВЕСАК

Действующий лама Дацана Гунзэчойнэй Йонден Соднам (Цыренжап) подробно расскажет о символике и значении созданной песочной мандалы — временной обители Будды Шакьямуни и о практике построения этого сакрального графического рисунка, в целом. Также пояснит, почему месяц Весак, или Сага Дава, является особенно важным периодом для буддистов во всём мире. Лекция проводится на русском языке.


3 июня, пятница, в 18:00

4-й лунный день

РИТУАЛ ЖАБШИ (ГЬЯБШИ)

Перед разрушением мандалы Будды Шакьямуни (состоится 4 июня в 12 часов), в последний день существования божественного дворца из песка, проводится Жабши, или Гьябши в ином звучании.

Означает «Четыреста подношений». История его возникновения связана с легендой, описанной в одной из сутр Будды. Считается, что могущественное божество из индийского пантеона Индра в какой-то момент испытал очень сильные страдания из-за определённой болезни. После обращения окружающих его божеств к Будде, они получили разъяснения, что различные неблагоприятные духи, враждебно настроенные, вредят Индре, он находится под их влиянием. Для избавления от такого недуга была дарована практика ритуала Жабши. С тех пор этим духам преподносится четырёхсотчастное подношение. Во время ритуала буддийские священнослужители обращаются также к Будде Шакьямуни с молитвой о благословлении всех препятствующих людям существ.

Мощный действенный обряд для устранения внешних препятствий и опасностей для жизни, избавления от тяжёлых ситуаций и серьёзных заболеваний. Можно принести с собой кусочки пресного теста или, как заменяющее, влажные салфетки.


Место проведения:
г. Санкт-Петербург, Дацан Гунзэчойнэй, Приморский проспект, д. 91. Посмотреть схему проезда


Постоянно на сайте нашего буддийского храма публикуется расписание хуралов и ритуалов на текущий месяц, которое поддерживается в актуальном состоянии на протяжении всего времени действия.

Отправить записки ламам для прочтения во время этих практик возможно через сайт Дацана, для этого перейдите по ссылке. (Будут доступны для оформления ограниченное время).
Также в самом храме можно оставить ваши записки заранее — до проведения хурала или ритуала по расписанию, либо в день практики.

Ритуалы, молебен и лекция будут транслироваться на web-площадках Дацана Гунзэчойнэй.
Прямые эфиры и видеозаписи можно посмотреть:
— на канале в YouTube
— на официальном сайте (раздел «СЛУЖБЫ И ОБРЯДЫ» — «ТРАНСЛЯЦИИ ХУРАЛОВ И РИТУАЛОВ»)
— в официальной группе ВКонтакте.

Мы будем благодарны вам за поддержку монастырского комплекса Дацан Гунзэчойнэй и Петербургской ламской общины. Пожертвовать можно через наш сайт: при помощи онлайн-сервиса платежей или посредством перевода по реквизитам.


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы — Людмила Бетехтина, Валерий Верещако).

Использован материал из первой лекции «Разъяснение о мандале» (2021 г.) ламы Йонден Соднам в Дацане Гунзэчойнэй.

Thu, 26 May 2022 19:05:00 +0300