Дацан Гунзэчойнэй Праздник Дончод хурал в честь деяний Будды. Расписание в 2025 году

Дончод хурал: три главных события в жизни Будды как напутствие всем верующим

Священный месяц Сага Дава, начавшийся 28 мая, и одно из основных событий для буддистов — праздник Дончод в честь главных деяний Будды Шакьямуни с 10−12 июня 2025 года дают возможность буддистам и прихожанам Петербургского Дацана полноценно погрузиться в духовную практику. Приглашаем вас в наш буддийский храм на молебны в этот особенный период.


Праздник Дончод хурал, или 1000 подношений в честь Будды Шакьямуни, в бурятском наименовании ещё называют Будда Пурнима на санскрите или на тибетском — Сага Дави Дучен, т. е. праздник месяца Сага.

Дончод хурал проводят в течение трёх дней в четвертый месяц по буддийскому лунному календарю — в нынешнем году выпадает на период с 10 по 12 июня 2025 года, основное торжество приходится на 15 число по лунному календарю — 11 июня 2025 года. Это связано с тем, что Татхагат Будда в этот месяц проявил три великих деяния: 1. Родился в нашем земном, материальном мире; 2. Пробудился за счёт достижения Просветления; 3. Ушёл в Махапаринирвану. Насколько известно, эти деяния произошли в разные годы и дни, но в один и тот же месяц. Само празднование этих деяний проводят в полнолуние.

Первая значимая дата благих заслуг Будды Гаутамы — это его рождение в Драгоценном человеческом теле. В год железной обезьяны, в четвёртый месяц Вайшакха, седьмого числа (по одной из версий) он родился в роще Лумбини. Седьмое число, в частности, упомянуто в Сутре Лалитавистара. Вторая значимая дата — Просветление Будды. В год деревянного коня, в четвертый месяц Сага, 15-го числа в ночь Будда Шакьямуни под деревом Бодхи, находясь в непоколебимом сосредоточении Самадхи, подавил Мару (Демона). И на рассвете достиг полного Пробуждения. Третья значимая дата — уход в Махапаринирвану. По преданию, это случилось в год железного дракона, в месяц Сага, 15 числа Будда, находясь в городе Кушинагар, в центре рощи Сала ушёл в Махапаранирвану — окончательную нирвану во время физической смерти.

Поскольку эти деяния произошли в разные года и дни, но в один и тот же месяц, поэтому священный месяц называют Буянта һара (бур.) или Сага Дава (тиб.) — «добродетельный месяц». В текущем году по григорианскому календарю священный период начался с 28 мая.

В главный день (11.06) Традиционная Сангха России празднует все три прижизненных события Будды Шакьямуни и в дацанах проводят хурал, который мы называем Дончод. Хотя верующие соблюдают пост весь месяц.

Прочитать о празднике также можно в другой статье на нашем сайте, перейдя по ссылке.

С этим священным месяцем связано много значимых событий. Интересные факты: в месяц Сага, 15 числа родился ученик Будды Ананда, о чём есть повествование в своде правил и распорядка буддийской монашеской Общины — Винайе-питаке, оформленных в канонических сочинениях Трипитака. Также в этот же день родился и Рахула, сын Будды Шакьямуни. Есть еще версия, что в этот месяц Великий Учитель вошёл в чрево матери, но это скорее предположение, и Будда отрёкся от престола. В этот же месяц Шакьямуни покорил Мару. Также 15-го числа четвёртого месяца гелонгма Палмо реализовала Будду Авалокитешвару.

Монахиня-гелонгма Палмо выступила как основоположница практики затворничества Нюнгне Авалокитешвары несколько веков назад, после получения наставления по ней от самого Великого Бодхисаттвы сострадания Арья Авалокитешвары.

Дончод, или Весак (на пали) — единственный буддийский праздник, с 2000-го года включённый в календарь важных торжеств ЮНЕСКО.

По традиции в этот период особенно благоприятно брать на себя духовные обязательства: принимать обеты, временные и постоянные, начитывать мантры, сосредоточиться на помощи тем, кто страдает, взять для себя обязательство следить за своими эмоциями, не давать проявляться им разрушительно, взращивать доброту и заботу.

Одним из видов практик, присущих месяцу Сага Дава, — отказ от алкоголя, животной пищи, курения. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день в сам праздник — в день Дончод.

Приглашаем прихожан и верующих, а также всех мирян на праздничные службы, которые, несомненно, окажут благоприятное воздействие на каждого присутствующего на молебнах как лично, так и удалённо через онлайн-трансляции хуралов в прямом эфире.

В первый день, 10 июня, в 15:00 ламы и хувараки Петербургского Дацана Гунзэчойнэй читают Ганжур (Изречение Будды).

Во время хурала ламы декламируют основные сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в Ганджур. Именно Ганджур считается главным священным писанием у буддистов.

Во второй день проводят ритуал «1000 подношений Будде Шакьямуни», главный молебен Дончод хурал в 2-х частях — утром в 10:00 и днём в 15:00.

По завершении службы для мирян, утвердившихся в желании идти Путём Будды, состоится ритуал дарования буддийского Прибежища, примерно с 16:00.

Второй день праздника всегда проводится в 15-е лунные сутки. Он считается основным. Буддисты вспоминают и отдают своё почтение жизненному пути Будды Шакьямуни, как основному примеру для постигающих его Учение и идущих по пути сострадания ко всем живым существам.

Ламы на хуралах читают тексты «Донба Тувби Чагчод», «Гандан Шунсранма», подношение Мандалы, восхваление, чтение Сутр и текстов Учения Будды, 1000 подношений и другие. От слушания Учения Будды, благородной сутры происходит великая польза для блага всех живых существ, поскольку человек создает причины избавления от страданий, в том числе причиняемых невидимыми демонами и злыми духами в этой и следующих жизнях. Почитание и обращение к сутрам даже путём прослушивания способствует накоплению благих заслуг, в этот день приумножающихся в миллионы раз. Плоды таких заслуг помогают достичь состояния Будды. Постижение Дхармы есть путь избавления от страданий. Поэтому услышав Учение Великого Будды, почитая лам читающих, мы уже обретаем огромные заслуги для освобождения из сансары. Практикуя в день Весак, мы создаём благоприятные условия для существенного шага вперёд в духовном продвижении и к благосостоянию.

Мантра, начитывание которой посвящают самому Будде Шакьямуни:

Ом Муни Муни Маха Муние Соха.
Её вариация: Ом Муни Муни Маха Муние Шакьямуни Соха.

Можно обратиться к любому ламе в часы работы Петербургского Дацана для передачи мантры и благословения на её прочтение.

Основной день хурала Дончод также отмечается как Всемирный день Мира и Медита­ции во всех буддийских странах. В этот день принято совершать «гороо» — кру­говой обход вокруг дацана или ступы по часовой стрелке. Это считается од­ной из лучших практик очищения тела, речи и ума. Рекомендуемое количество гороо — 3, 7, 21 или 108 раз.

Сразу после дневного молебна, примерно в 16 часов, в алтарном зале досточтимый ширээтэ (настоятель) Петербургского Дацана лама Джампа Доньёд (Буда Бальжиевич Бадмаев) проведёт ритуал для желающих полноценно приобщиться к буддийской практике — он дарует буддийское Прибежище, на котором миряне примут обеты буддиста.

Прочитать о ритуале и основные рекомендации, как подготовиться к принятию Прибежища.

В заключительный день, третий, декламируют Сахюусан хурал (Подношение мирским Защитникам Учения Будды и его последователей — Гонбо, Лхамо, Жамсаран). Он проходит в 2-х частях — в 10:00 и 15:00.

В третий праздничный день проводится Сахюусан хурал с поклонением и прошением у Защитников Учения — Гонбо, Лхамо, Жамсаран. Гонбо — это Махакала (в буддийской традиции Ваджраяна), Лхамо — богиня Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран — Красный Защитник.

Этот хурал строится по такому же принципу, что и ежедневный молебен Сахюусан. Кратко об этом тантрическом ритуале: мы сначала очищаем внутренний сосуд, соотносящийся с каждым из трёх Защитников, то есть делаем внутреннее подношение, затем очищаем внешний сосуд по такому же принципу, совершая внешнее подношение. Далее осуществляем подношение Защитникам Учения и просим об их проявлении. При присутствии Сахюусанов происходит стадия раскаяния перед каждым из них, делается обширное подношение и поклонение, восхваление Защитников с подношением им золотого напитка и принятием далга (призывание блага). Стоит отметить, что такая практика носит индивидуальный характер и поэтому предполагает непосредственное участие практикующего, по сути — он и должен её осуществлять сам. Какова же польза для наблюдателей — прихожан, которые не совершают сами необходимых ритуальных действий и, возможно, не имеют такого посвящения, либо пока ещё далеки от буддизма? Действительно, изначально, это была частная практика, как и практика любого йидама. А данные священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющий ритуал священнослужитель обращается не от своего лица, а с позиции «мы»: «мы здесь и сейчас все присутствующие…», «все мы обращаемся…», «все мы раскаиваемся…» и так далее. Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо, тоже получают свою пользу — они реализуют личное намерение, сосредоточены на происходящем священном действе, направляют свой ум к Дхарме. К Сахюусанам, как правило, обращаются с четырьмя просьбами, потому что они обладают четырьмя активностями (возможностями): 1) Умиротворяющая; 2) Увеличивающая, преумножающая; 3) Подавляющая; 4) Уничтожающая. Обращения с просьбами к Защитникам Учения строятся примерно таким образом: умиротворите наши болезни, препятствия на духовном и жизненном пути, кармические отпечатки и т. д.; затем просим всё, что связано с нашей жизнью и благодетельностью, духовностью, благами преумножить; после направляем обращение к подавляющей активности для устранения собственных омрачений и неведения, чтобы Гонбо, Лхамо, Жамсаран наделили нас такой же силой; и завершаем ритуал просьбой о нейтрализации, разрушении всех имеющихся внешних негативных воздействий (наговоров, порчи и других). С точки зрения практичной, считается, что Защитники Учения очень скоры на помощь обычным людям, верующим.

Прошение в виде записок с именами живущих близких и родных можно передать ламам в алтарном зале или заказать через сайт на этой странице (доступны для оформления на сайте ограниченное время, чтобы ламы успели их обработать к молебнам).

Присоединяйтесь к прямым эфирам этих молебнов из Дацана Гунзэчойнэй через любую нашу официальную веб-площадку: на сайте (может начаться с задержкой) и в группе ВКонтакте. Там же мы сохраняем видеозаписи служб в текущем месяце.

При желании сделать посильное денежное пожертвование Санкт-Петербургскому Дацану Гунзэчойнэй, можно воспользоваться:
— Традиционными ящиками для подношений в алтарном зале главного здания нашего храма.
— Онлайн-платежом на нашем сайте, перейдя по ссылке.
— Реквизитами для перевода, размещёнными здесь.

В назначении платежа или в примечании к переводу (при наличии такой графы) обязательно напишите «Пожертвование».

Все собранные денежные средства от прихожан в виде пожертвований и за записки будут направлены на строительство Буддийского учебно-паломнического центра в Коломягах, которое уже осуществляется на Заповедной улице.

Поздравляем всех с Дончод хуралом!
Желаем вам успешной духовной реализации и достижения Просветления!


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй и автора — Оксана Градовская.

Иллюстрация: из открытых источников в Интернете.

Sun, 08 Jun 2025 10:25:00 +0300