Дацан Гунзэчойнэй Буддийская земля в Коломягах - установка юрты

Дацан обустраивает сакральное пространство на Заповедной улице

По электронной почте и в социальных сетях Дацана Гунзэчойнэй администраторы периодически получают сообщения от людей, интересующихся историей возведения единственного в Петербурге Буддийского паломнического центра. Нам задают вопросы о дальнейших планах и этапах будущих работ по его строительству. А инициативная группа помощников буддийского храма старается как можно быстрее приблизить момент полной реализации этого проекта. Мы продолжаем рассказывать о земле в Коломягах.


Сейчас, в относительно спокойный период, не спеша, с буддийской терпеливостью Петербургский Дацан продолжает прорабатывать все проектные задачи по плану. Охранные мероприятия на вверенном общине участке под Центр по-прежнему осуществляются круглосуточно, в том числе, с участием уважаемых лам и хувараков Дацана, добровольцев из числа прихожан храма. Благодаря этому получается постоянно поддерживать чистоту и порядок, наведённый после нескольких глобальных субботников на территории, которые проводились в прошлом году. О том, как это было, можно проследить в новостной ленте прошедших событий на нашем сайте.

В один из ближайших выходных волонтёры, объединившись, с пользой проведут субботний или воскресный день на Заповедной улице. Помимо очередной уборки территории, собравшаяся группа будет пилить дрова к зиме и делать дровник для них, немного подремонтирует сторожку, в которой пребывают во время дежурства «охранники» пространства для будущей буддийской святыни. Присоединиться может любой желающий, кличи с описанием требуемой помощи публикуются в неофициальном волонтёрском Сообществе Дацана ВКонтакте — здесь, там же можно оставить вашу заявку с пожеланием участвовать в предстоящих работах.

Отдельно хотим отметить, что огороженная металлическим забором земля в Коломягах, принадлежащая храмовому комплексу Гунзэчойнэй, уже начинает понемногу наделяться сакральным духом и приобретать первые визуальные признаки священного места. Наверняка все, кто недавно прогуливался недалеко или побывал там в качестве неравнодушного наблюдателя за процессом становления Паломнического комплекса для буддистов нашего региона, мог задаться вопросом: что же означают ленточки, повязанные на рядах деревьев? Хотим успокоить, что данная разметка не имеет никакого отношения к строительным планам (к слову, Дацан с особым вниманием относится к окружающей природе, а при запуске строительных работ будет максимально бережно относится к соседствующим деревьям). Это ритуальные знаки, носящие исключительно мирный характер — своего рода дань духам местности в соответствии со священной традицией, уходящей глубокими корнями в древность.


На фото слева: заготовки в качестве дров.

Но мы подробнее остановимся на другом примечательном факте: как будет преображаться буддийская часть земли на Заповедной улице в ближайшем будущем, и как она может стать одной из культурных достопримечательностей в районе.

Юрта: традиционное жилище и предвестник появления буддийского комплекса на земле Дацана

С самого начала — со времён строительства буддийского храма в Старой Деревне, при возвращении и реконструкции когда-то принадлежавших ему сооружений, значимого выделения участка земли в Коломягах Правительством нашего города для исторического продолжения Дацаном ранее не реализованных проектов буддийских сподвижников в Петербурге — и по настоящее время все уже осуществлённые и только планируемые замыслы по воссозданию полноценного монастырского комплекса Гунзэчойнэй происходят, прежде всего, с опорой на буддийские каноны и этнические обычаи в пределах российского ареала распространения традиционного буддизма.

Пока ведутся обсуждения с разнопрофильными специалистами, готовится различная техническая документация, осуществляются необходимые предварительные работы, ламы Дацана Гунзэчойнэй совместно с инициативной группой помощников по этому проекту параллельно занимаются не менее важным его аспектом, а именно: сакрализацией пространства.

Такой процесс обычно включает в себя ритуальную часть. А также в некоторых буддийских регионах когда-то существовала практика, согласно которой на месте предполагаемого возведения религиозного сооружения для буддистов (например, дацана или храмового комплекса) было принято устанавливать юрту, временно выполняющую роль храма. Дацан начнёт символически обустраивать свои владения, следуя как раз этой древней традиции: на территории будущего Петербургского паломнического центра на Заповедной улице, предназначенного для хуралов, ретритов и культурно-просветительских мероприятий во благо последователей Учения Будды, будет стоять настоящая юрта!

Такое выдающееся, мудрое изобретение древних народов Центральной Азии всегда являлось очень удобным и пригодным для кочевого образа жизни жилищем. Однако, это только на первый взгляд, юрта отвечала лишь бытовым потребностям её жильцов с учётом географических и климатических особенностей местности. Многие историки и этнографы считают, что сам подход к созданию такого вида дома был наделён особым символизмом и глубоким смыслом. Своей уникальной структурой — всеми частями и целостным видом — юрта повторяла строение Вселенной, являясь миниатюрной моделью мироздания. Использование при её изготовлении только натуральных материалов, экологичных и безопасных, гармонично вписывало это творение человека в естественную, природную среду. Внутреннее убранство дома кочевников, чётко определённые зоны в нём также глубоко символичны и отвечают представлениям о гармонии межличностных отношений в пределах одного общества. Отдельно стоит обратить внимание на обычаи, связанные с юртой, которые издревле передавались потомкам как драгоценное наследство. Они представляли собой некий свод правил, описывающих все этапы появления и эксплуатации этого жилища — от подготовки материалов, выбора места для установки, поэтапной сборки до распределения зон в нём с пребыванием там людей. Примечательно, что некоторые ритуалы, например, связанные с выбором территории под юрту и другие сопутствующие, отчасти перекликаются с ритуальной практикой в традиционном буддизме. Вот некоторые из них: прежде чем поставить юрту, хозяин определял место её будущего очага и проводил обряд воскуривания можжевельника — для очищения пространства. После этого он вместе с другими соплеменниками начинал устанавливать юрту вокруг освящённого места. Когда каркас будущего жилища уже стоял, но ещё был без покрытия войлоком, разводили огонь на месте очага и ставили на него круглую металлическую подставку на ножках (таган) с котлом, чтобы сварить первый чай. Хозяйка наливала его в пустую чашку, стоявшую около очага, выходила из юрты и, повернувшись к северу, брызгала им, таким образом совершая подношение и угощая могущественных духов — хозяев местности. Затем то же делал и хозяин, выплёскивая молочную пищу духам и обращаясь к ним с мольбой о благополучии. Закончив эту процедуру, на чаепитие в юрту собирались все жители. Отсюда становится совершенно ясно, почему юрта всегда ассоциировалась с «чистым жилищем» — «чистым местом».


Бурятские традиционные юрты — войлочные и современная деревянная юрта.

Фото: из открытых источников в Интернете.

Юрта для Дацана будет изготавливаться опытными мастерами в Бурятии. Какая именно традиционная бурятская юрта, войлочная (на бурятском — hэеы гэр) или деревянная — бревенчатая (на бурятском — модон гэр), станет возвещать о появлении вслед за ней Буддийского центра в Коломягах — будет зависеть от собранных Дацаном Гунзэчойнэй народных средств на этом этапе. Впрочем, хотим заметить, что после строительства Паломнического комплекса изготовленная специально для нашего храма юрта не останется не у дел — она займёт своё достойное место в общем архитектурном ансамбле.

При участии идейных помощников Петербургского Дацана с середины лета этого года уже запущена такая акция. Мы благодарим всех, кто поддерживает инициативы наших лам в этом сложном, продолжительном по времени, но и одновременно интересном деле, а главное — очень важном для петербуржцев и верующих-буддистов нашего региона!

Любой желающий может внести свою посильную лепту в общее буддийское дело!

В настоящее время продолжается сбор пожертвований на осуществление проекта в Коломягах по возведению полноценного Буддийского комплекса, подробно об истории которого можно прочитать в соответствующем разделе на сайте Дацана, перейдя по ссылке.

Перевести пожертвование, тем самым сделав подношение Санкт-Петербургскому Дацану Гунзэчойнэй, можно любым удобным способом:
— Через онлайн-сервис на сайте Дацана, пройдя несколько несложных шагов (перейти на страницу для перевода);
— По платёжным реквизитам храма, размещённым в разделе «Реквизиты».
В назначении платежа или в комментарии к переводу желательно указать «Коломяги».

Будьте внимательны при переводе ваших пожертвований! Остерегайтесь мошенников!

Обязательно убедитесь в подлинности сайта Дацана Гунзэчойнэй перед отправкой пожертвования через Интернет. Проверьте веб-адрес страницы для перевода пожертвования — он должен выглядеть так: https://dazanspb.ru/gifts/pozhertvovaniya/
(Данный сервис работает только на официальном сайте Дацана Гунзэчойнэй).

Для перевода пожертвований используйте только те реквизиты, которые указаны на официальном сайте Дацана Гунзэчойнэй: в разделе «Контакты» — «Реквизиты».

Не передавайте ни лично, ни через Интернет свои денежные средства, не сообщайте свои персональные данные и данные по банковской карте незнакомым людям — сборы пожертвований происходят только вышеуказанными в этой статье способами и без личного участия представителей Дацана Гунзэчойнэй.

Также мы не отправляем личные сообщения по электронной почте, в смс и через другие приложения для обмена сообщениями, в социальных сетях с целью подтвердить какую-то информацию о Вас при переводе пожертвования или по Вашему платежу.

Да будет благо!
Сарва мангалам!

Mon, 09 Aug 2021 15:40:00 +0300