Дацан Гунзэчойнэй Тантрический ритуал Цог - практика подношения и даяния, метода и мудрости

Цог: очистить карму, накопить заслуги и мудрость, обрести свободу

В понедельник, 22 февраля, ламы Дацана проведут буддийское «собрание» практикующих, их искренних подно­шений и символически — собрание всех будд и бодхи­саттв. Это особый тантрический ритуал с практикой даяния.


«Цог очень сильно ускоряет продвижение верующего на пути к Про­буждению, постижению Истины, — объясняет унзад-лама Еши Пагчог (Саян Будаев). Самое главное содержание Цога — в даянии, то есть пришедшие символически от­дают всё самое прекрасное буддам и бодхисаттвам — еду, питье, ощущение счастья, благие пожелания, предан­ность Учению, Сангхе и Учителю. Это своего рода освобождение от оков эгоизма, когда ваша практика да­яния становится столь свободна и есте­ственна, что вы не думаете больше „я дал что-то ценное“, „я сделал искреннее пожелание или подношение“, а просто осуществляете даяние без мысли о нём, как о чём-то особенном. Кроме этого, вы освобождаетесь от трёх оков — гнева, страсти и неведения, так называемых трёх клеш. Итак, мы делаем подноше­ние Трём Драгоценностям, буддам, бодхисаттвам, коренному учителю (ламе) и всей линии преемственности его уче­ния. Практикующему необходимо представлять своего коренного учителя в сакральном образе — в виде Будды Шакьямуни. От коренного учителя ученик получает наставления, Прибежище, учение, ко­торое, если становится учителем сам, то передает далее ученикам».

О подношениях лама Пагчог говорит следующее: «Нужно помнить, что подношение де­лается для того, чтобы накопить бла­гие заслуги, очистить карму и обрести свободу от эгоизма, ослабив в себе „мне, моё, я“. Подношения делаются раз­ные. Продукты — они символизируют метод, искусные средства, с помощью которых будды и бодхисаттвы пока­зывают нам страдание циклического существования. Это могут быть сладо­сти, конфеты, печенье. А напитки — чай, молоко — символизируют мудрость, способную разрушить корень сансары. Они идут вместе, метод и мудрость, со­единяются. На ритуал приносят пищу, напитки. Это направлено в плане мотива­ции на обуздание ума прихожанина, устранение внутренних заблуждений, негативных помыслов, агрессии (в общем, иско­ренение) и пробуждение мудрости. Накапливать заслуги следует не только в день проведения ритуала Цог, но каж­дый день, это самая большая польза, которую вы можете поднести буддам, коренному учителю и бодхисаттвам».

Во время Цог ламы Дацана читают глубокий, поэтичный текст «Лама Чодба» в качестве почитания учителей с собранием всех основополагающих положений трактатов Ламрим-ченмо и Нагрим-ченмо Чже Цонкапы, а также из учения Лоджонг о тренировке ума. Этот текст имеет огромную пользу и значение для продвижения к Пробуждению. Для успешной реализации Учения Будды большую роль играет влияние и пример духовного учителя, которому обращается напрямую практикующий. Поэтому важен аспект почитания учителя во всех буддийских традициях. У Будды, например, были ученики: Нагарджуна, Арьядева, Асанга, Васубандху, Дхар­макирти и другие — все они вверились Благому Другу (ламе) и, прилагая личные усилия, безусловно, обрели высшие постижения Пути.

Дополнительную информацию об очистительном ритуале Цог для накопления заслуг и мудрости, восстановления обетов также можно прочитать на нашем сайте, в разделе «Ритуалы и обряды».

В этом феврале Цог состоится традиционно в 10-е лунные сутки (также может проходить в 25-е) — 22 февраля 2021 года в 18:30.

Место проведения: алтарный зал в главном здании Дацана Гунзэчойнэй.

На этом молебне и ритуале желательно присутство­вать, прежде всего, буддистам, имеющим тантрическое посвящение Аннутара-йога.

Напомним вам, на территории храмового комплекса необходимо использовать средства индивидуальной защиты — маску, перчатки.

В статье использованы материалы из газеты Дацана Гунзэчойнэй «Традиционная Сангха России» (электронные выпуски газеты размещаются здесь).

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй.

Sun, 21 Feb 2021 10:40:00 +0300