Дацан Гунзэчойнэй Памяти Е.Ю. Харьковой (05.10.1955 — 14.08.2021)

«Чувствую, что в иной жизни я была кочевником в степях…»: памяти Е.Ю. Харьковой

Памятная статья посвящается Елене Юрьевне Харьковой (5 октября 1955 — 14 августа 2021), известному специалисту по истории буддийской культуры и религиозно-философской мысли Тибета, научному и общественному деятелю, доброму другу и помощнику Дацана Гунзэчойнэй.


Елена Юрьевна Харькова ушла из жизни 14 августа 2021 г., в Петергофе.

Петербурженка, о которой знают далеко за пределами родного города и страны. Один из крупнейших специалистов по истории культуры и религиозно-философской мысли Тибета, кандидат исторических наук (диссертация была посвящена наследию тибетского мыслителя ХХ в. Муге Самтэна Гьяцо), автор многочисленных переводов с английского и тибетского языков, независимый исследователь; долгое время занималась издательским отделом Дацана Гунзэчойнэй; подготовила ряд учебно-методических материалов по гуманитарным дисциплинам, среди которых образовательные программы и лекционные курсы, для Агинской Буддийской Академии (БТСР) — уникального конфессионального учебного заведения, которое выпускает специалистов-исследователей по традиционной Восточной медицине; инициатор и участник научной конференции «Доржиевские чтения», посвящённой Агвану Лобсану Доржиеву (проводится раз в два года в ИВР РАН); руководитель научных и издательских программ Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга»; член Экспертного Совета при Комитете по охране здоровья Государственной Думы РФ.

Е.Ю. Харькова принимала активное участие в общественной и научной жизни города и пользуется заслуженным уважением, авторитетом в нём и у Сангхи.

Награждена Почётной Грамотой Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия и знаком отличия «К 100-летию Санкт-Петербургского Дацана».

Эту скорбную весть в нашем храме получили из Англии, из Лондона, от близкой приятельницы Елены Юрьевны. Досточтимый настоятель Дацана Гунзэчойнэй лама Джампа Доньёд (Буда Бадмаев) сразу распорядился о проведении ламами специальных ритуалов по такому случаю, а также о молитвах-благопожеланиях в память о добром помощнике и друге Петербургского буддийского храма.

О знакомстве с Е.Ю. Харьковой рассказал ширээтэ-лама Буда Бальжиевич Бадмаев в беседе с редактором печатной газеты Дацана Гунзэчойнэй «Традиционная Сангха России» Антоном Чернышевичем:

Я познакомился с Еленой Юрьевной в 1990-м году. Она состояла в инициативной группе, которая отстаивала возрождение бурятской общины Санкт-Петербурга и официальную передачу ей буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй»: сообща мы активно работали над подготовкой юридических документов, объединяя верующих и неравнодушных людей в борьбе за восстановление исторической справедливости. Когда было официально зарегистрировано религиозное объединение буддистов — наш Дацан — и был принят Устав, она способствовала созданию и организации издательского отдела храма, который издавал специальную научную и популярную литературу, учебники, календари, буклеты выставок, проходящих при участии Дацана. Она проработала в этой должности до 2002 года. Издательским отделом под её руководством был создан короткометражный документальный фильм «Буддийская Бурятия сегодня», собраны материалы по истории Дацана в архивах Республики Бурятия, образован фотоархив. Одновременно с обширной издательской деятельностью, у неё находилось время и энергия преподавать нам английский язык. В 1997 году Елена Юрьевна уехала на полтора года в командировку в г. Дарамсала (Индия), где в Библиотеке Тибетских трудов и архивов изучила тибетский язык. По возвращении она преподавала его нам в Дацане. Елена Юрьевна была, прежде всего, очень мудрым, ответственным и глубоко искренним человеком, замечательным учёным, и поэтому её уход — огромная утрата. В своей деятельности она руководствовалась, прежде всего, пользой и благом для других — для будущих поколений студентов, исследователей, учёных, а также всех, кто чувствует интерес к буддийскому учению, истории, культуре. Об этом говорят её труды, на которые мы опираемся в нашей сегодняшней работе, как достоверные источники знаний.
(Выпуск № 45. Сентябрь, 2021 г.).


Елена Юрьевна Харькова глубоко интересовалась буддийской историей, философией и культурой не только профессионально, ей самой было очень близко восточное мировосприятие.


Отрывок из воспоминаний её близкой подруги Елены Сиваченко:

Это слово о друге. О любимом друге.

Она родилась в Питере, у мамы, пережившей девушкой блокаду Ленинграда, и врачи не обещали, что новорожденная выживет.

Она выросла среди живописи: мама из Серовки, театральный художник (позже по просьбе дочки Нина Стефановна исполнила подлинное произведение искусства в дар для Дацана: из театральных парчовых и шёлковых лоскутков создала огромную икону Будды по рисунку Леночки).

Папа её, самоучка, писал такие копии Айвазовского и Рембрандта, что сердце таяло, глядя на них! А научился солдатиком 18-летним в Германии у старого немца — профессора, когда увидел, как тончайшими лессировками достигается сияние красок! Этот псковский крестьянский паренёк с тенором Лемешева, быстро перенял уроки доброго немца, и всю жизнь для души писал шедевры. Леночка одела их в приличные рамы, и они нас так радовали, когда мы были у неё в гостях!

Мамин дед был полковником личной охраны Государя императора, того самого Николая Александровича, стараниями которого этот [Петербургский] Дацан был отстроен перед Первой мировой лучшим архитектором Барановским.

Леночка своей семьи никогда не имела, хотя с юности очень стремилась к семейному счастью, и очень любила и жалела всех животных. У Лены ещё были две черты, которым хотелось бы научиться, она к каждому человеку относилась с внутренним уважением, находя в нём золотое зерно, и она всегда старалась быть лучше. Нет, ещё одна — честность, никогда не кривила душой, при этом стараясь не нанести ран.

Она умела об очень тонком и сложном говорить очень просто и ясно!

Мне она шептала: «Я чувствую, что в иной жизни я была кочевником в степях, и мчалась рядом с дикими лошадьми… Ты понимаешь?».

Леночка мне рассказывала, как она с друзьями в годы перестройки отстаивала восстановление бурятской общины и передачу ей [Петербургского] Дацана. Готовили юридические документы, сплачивались в этой борьбе. Это была другая жизнь, и я была в стороне.

Помню, как радовалась я её академическим успехам: защите самостоятельной кандидатской в институте Востоковедения у выдающегося профессора.

С какой гордостью она протягивает мне свой последний труд — книжечку с детскую ладошку, как изящный сборник поэзии, в издательстве «Наука» Академии наук, а там кратко и сжато подаётся вся библиография по буддизму (и тибетскому, и непальскому). Какой необъятный труд! И сколько поколений учёных будет им пользоваться ежедневно! Дарит мне это сокровище, а я молю передать в более достойные руки, тому, кто поймёт!

Лену любили, уважали, тянулись к ней всей душой!

С такими людьми, как наша Леночка, уходит целый пласт истинно Петербургской культуры и истории…

(Источник: сайт https://ayaganga.ru).


Рекомендуемые к изучению труды под авторством Е.Ю. Харьковой будут полезны студентам и исследователям в сфере религиоведения и теологии, истории и философии буддизма:

— Е.Ю. Харькова «Введение в источниковедение буддизма. Индия. Тибет. Монголия»: Изд-во «Наука», 2019 г.

— Другие работы учёного можно прочитать и скачать на сайте Института Восточных Рукописей (ИВР РАН), в разделе «Personalia»: http://www.orientalstudies.ru.

Ом Мани Падме Хум!
Молимся за скорейшее перерождение в лучших мирах!

Использованы фото: автора Ивана Андреева (архив Дацана Гунзэчойнэй), с сайта ayaganga.ru.

Tue, 26 Oct 2021 19:00:00 +0300