Дацан Гунзэчойнэй Праздник Зула хурал

1000 светильников зажгутся в Дацане

Тьму неведения рассеет свет молитв и подношений буддистов в честь ламы Чже Цонкапы.


ЗУЛА ХУРАЛ И ЗУЛ — КАЛМЫЦКИЙ НОВЫЙ ГОД

20, 21 и 22 декабря Традиционная Буддийская Сангха России и многие последователи тибетского буддизма празднуют Зула хурал.

Основной день этого молебна всегда приходится на 25 лунные сутки десятого лунного месяца, в 2019 году — это 21 декабря. Торжественные хуралы будут звучать в 10:00, 15:00 и 18:00. В течение дня прихожане могут украсить здание Дацана лампадкой, такая традиция появилась в нашем храме с благословения досточтимого настоятеля — ламы Джампа Доньеда (Буды Бальжиевича Бадмаева) в прошлом году. Во время последнего вечернего молебна в основной день праздника 21-го числа ламы Дацана совершат подношение из 1008 зула — масляных светильников — в память о Чже Цонкапе.

Зула хурал, или праздник тысячи свечей, имеет особое значение для последователей тибетской школы Гелуг, к которым относится и Дацан Гунзэчойнэй. Этот великий буддийский молебен связан с историческим событием. В 1419 году завершил земную жизнь и ушёл в Паринирвану выдающийся тибетский учитель, философ, йогин, общественный деятель и реформатор — лама Чже Цонкапа. В северном буддизме (в Тибете, Монголии, России) Цонкапа почитается как второй Будда, его вклад в сохранение и развитие Дхармы невозможно переоценить. А спустя некоторое время, в 1420-м году, ученики великого наставника в память о нём стали возжигать лампадки (зула), чтобы озарился его Путь. Это и положило начало традиции отмечать Зула хурал. Сам Цонкапа был светочем, рассеивающим мрак неведения. Почтение его памяти горящими огоньками символизирует распространение повсеместно освобождающего Учения.

Шесть столетий миновало с Паринирваны Цонкапы. И в этом году Зула хурал для буддистов, считающих такое завершение жизни истинной победой над сансарой, является важным праздником. Сочинения, оставленные великим мастером, не утратили значения и по-прежнему помогают людям шаг за шагом продвигаться к более осознанной и свободной жизни.

В самое тёмное время года подношение в виде светильников помогает поднять дух, приобрести осознанность существования и выйти из мрака внешнего и внутреннего. Всякий, кто участвовал в зажигании 1000 зула, помнит ощущение чуда и торжества света, тихую радость от созерцания множества живых огоньков. Словно все бодхисаттвы стали видны нам на какое-то время, чтобы зарядить новой силой для устремления к Просветлению.

Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажжённый огонь, подносимый всем Буддам, бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трёх тысяч мирозданий, устраняя страдания. Подношение света создаёт кармические условия для рассеивания мрака неведения и развития мудрости.

В этот день также принято возжигать зула или свечи у себя дома перед алтарём. В такой момент читают «Мигзэм» — великую молитву Цонкапе, ставшую мантрой.

В традиционной культуре кочевых народов есть ещё одна особенность этого хурала. Он проводится поздней осенью или в начале зимы, когда идёт забой скота. Всем скотоводам и тем, кто употребляет в пищу мясо (традиционно или для выживания в суровом климате, например, в Бурятии, Тибете), именно возжигание лампадки и начитывание мантры «Мигзэм» во время Зула хурала помогает совершать раскаяние. Важно посвящать заслуги от этой практики животным, которые были забиты на мясо. Этим можно смягчить свою вину и выправить карму.

21 декабря вместе с празднованием Зула хурала — одного из великих буддийских праздников, в Калмыкии отмечают Зул — калмыцкий Новый год.

Зул, что значит «лампада, светильник» — древний праздник тибетского лунного календаря, в этот день принято зажигать лампады и костры, освещать мир светом, освещать ум Дхармой. В праздник Зул каждый буддист Калмыкии прибавляет к своему возрасту еще один год. Традиционно накануне праздника проводят ритуал для продления жизни и укрепления здоровья. В Дацане Гунзэчойнэй также будет прочитан этот ритуал Це Лха Нам Сум в четверг 19 декабря, в 15:00. Приглашаем всех желающих!

Ритуал Це Лха Нам Сум — это молебен с призывом трёх Божеств для долгой жизни: Белой Тары, Ушнишавиджаи, Амитаюса. Этот редкий ритуал имеет большую благотворную силу, очищает карму, препятствующую долголетию, способствует здоровью.

Религиозное значение калмыцкого праздника Зул также связано с великим учителем Чже Цонкапой. Его учение широко распространилось среди монгольских народов. В этот день принято зажигать 1000 масляных светильников, чтобы их свет рассеял тьму сансары и указал всем существам путь к Пробуждению и Паринирване как успокоению от всех страданий. Торжественно украшаются лампадками храмы, святые места, зажигают зула дома на алтаре. Самое святое место не так далеко, как порой кажется, оно в нашем сердце. И самая сильная практика — это искренняя забота о близких, с которыми порой тяжелее всего сохранять эмоциональное равновесие, но которые больше всех связаны с нами.

Зул — любимый народный праздник. Это национальное торжество калмыцкого народа во времена воинствующего атеизма и в тяжелые годы репрессий запрещалось и преследовалось. Но традиция была сохранена, Зул тайно отмечался в каждой калмыцкой семье.

В этот день также принято готовить пышки из теста, варить баранину, молочный чай и приглашать к себе в гости людей пожилого возраста. При этом употребление алкоголя считается негативным действием. Это время добрых пожеланий, веселья, подарков, а также созерцания, обращения к своим духовным основам и обновления. Поэтому во многих калмыцких семьях, как и по всему буддийскому миру, звучит молитва Мигзем — восхваление ламы Цонкапы как воплощения бодхисаттв Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани.

Использованы фото из архива Дацана (фотограф Иван Андреев).

Wed, 11 Dec 2019 11:23:00 +0300