Дацан Гунзэчойнэй Монлам Ченмо - «Великий молебен» о 15 чудесах Будды

Монлам Ченмо - «Великий молебен»


Почитание 15-ти чудес (великих побед) Будды Шакьямуни

Большой новогодний хурал Монлам Ченмо начинается сразу после встречи Сагаалгана и проводится в течение пятнадцати дней первого весеннего месяца по буддийскому лунному календарю (на бурятском — «Сагаан hара»). Эта многодневная «Великая молитва» открывает годовой цикл больших и малых хуралов в буддийских дацанах Традиционной Сангхи России.

Праздник учреждён ламой Чже Цонкапой в XV веке и назван «Монлам Ченмо» в память о том, что в эти дни тысячи лет назад Будда Шакьямуни победил тиртхиков — основных противников буддийского вероучения и совершил 15 чудес (махапратикарья) в городе Шравасти, в Индии. Повествование о событиях тех времён изложено в нескольких сутрах, в первую очередь, в сутре «О мудрости и глупости».

Во время Монлам Ченмо — в Дацане Гунзэчойнэй он по расписанию ежедневно в 15 часов в течение определённого периода — ламы читают молитвы, хвалебные гимны и произносят пожелания счастья и благополучия всем людям и живым существам в наступившем году. Верующие оформляют записки с именами живущих близких для упоминания их на хурале, а также пока длится служба молятся за усопших родственников с пожеланиями обретения ими наилучших рождений и благой жизни в следующем воплощении.

Отправить онлайн-записку через сайт

Первые две недели Сагаалгана в наибольшей степени благоприятны для чтения молитв и проведения ритуалов на год, так как совершённые добродетели в эти дни, отмеченные благословением Будды, многократно увеличиваются, тем самым устраняются препятствия предыдущего года.

Во время хуралов Монлам Ченмо верующим и присутствующим на молебне можно читать мантру Будды Шакьямуни:

Ом Муни Муни Маха Муни Шакья Муние Соха

Буддийское предание рассказывает нам о том, как Будда Шакьямуни, проповедующий Истину, имел много последователей — учеников. Но были и те, кто продолжал пребывать в оковах личных страстей: среди них упоминаются шесть советников младшего брата царя Бимбисара, являвшихся лжеучителями, которые отвернули свой народ и царя от буддийского вероучения. До того, как Будда перед всеми явил чудеса, он со своими верными учениками был приглашён ко двору царя в Раджагрихе. Когда же правитель попросил у Будды наставления в Учении, Победоносный предложил ему сначала спросить об этом у своих учёных советников. Но эти горе-учителя не смогли раскрыть и рта, и посему лишь знаками показали царю, что он должен спрашивать Будду. После этого Будда дал наставления в Дхарме, и все присутствующие обрели различные духовные плоды — некоторые вступили в монашескую общину, очистились от скверны, другие — породили мысли о духовном Пробуждении. При этом каждый разобрался в том, чьё учение истинно и перестал верить тем шести лжеучителям, почитать их и делать подношения. Разгневанные и посрамлённые советники удалились, чтобы поразмышлять о случившемся. И они могли бы встать на путь Дхармы, потому что тоже получили нектар Учения из уст Будды, но сам Мара воплотился в старшем советнике. Демон демонстрировал магическое искусство — извергал огонь и воду, сверкал молниями и уговорил оставшихся вызвать Будду на магическое состязание, чтобы вернуть себе веру людей и уважение правителей. Шестеро обманутых Марой учителей пришли к царю Бимбисара и попросили его снова пригласить Будду для состязания. Они попытались всячески насмехаться над Буддой и прилюдно демонстрировали свои лжезнания в противовес Дхарме, желая обесценить её истинность и тем самым посрамить Шакьямуни. Вступивший на путь Дхармы царь долго не соглашался, но «учителя» настояли. Царь обратился к Будде, и тот рекомендовал подготовить площадку для диспута, а время ему было уже известно. Царские слуги подготовили всё для состязания, и в указанный день туда пришло очень много людей. Но Будда отказался от диспута, потому что время ещё не пришло. Со своими учениками он отправился в Вайшали. Шестеро лжеучителей, обрадованных тем, что Будда не пришел на состязание, возгордились и последовали вслед за ним, требуя нового состязания. Жители Вайшали также организовали место для диспута, собралось ещё больше людей, чем в Раджагрихе. А Будда со своими учениками проповедовал уже в городе Каушамби. Советники по-прежнему желали с ним состязаться, поэтому последовали за Шакьямуни вместе с жителями Вайшали и Раджагрихи. Так продолжалось несколько дней. Всё большее количество людей путешествовало из города в город в ожидании диспута. И вот, наконец, в городе Шравасти состязание началось. Царь Шравасти подготовил место для него, жертвенные предметы, угощение и поднёс Будде как своему Учителю в знак глубокого уважения. Именно там Великий Учитель явил свои 15 чудес, по одному каждый день. Считается, что именно в эти дни дарованное Учение и совершённые Буддой чудеса привели на путь Дхармы народы многих стран и обитателей многих миров. Безусловно, как у любой философской притчи, у данной легенды тоже есть свой содержательный посыл, наполненный символизмом, читателю предстоит его разглядеть и осознать мудрость таких наставлений.

История с чудесами в Шравасти началась в первый день первого весеннего месяца, поэтому и Монлам Ченмо каждый год начинается в это же время. Ламы каждый раз астрологически вычисляют период для проведения праздничных служб.

Расписание хуралов торжества Монлам Ченмо

Сам праздник берёт отсчёт с 1-го лунного дня наступившего Белого месяца — Сагаалгана по буддийскому календарю (ежегодно выпадает на разные даты). Также во время торжества могут быть включены дополнительные дни (один-два) со специальными хуралами и ритуалами, завершающими «Великий молебен».

Итак, в первый день (в 1-е лунные сутки наступившего года по буддийскому календарю) все верующие вспоминают чудесное проявление Будды. Великий Шакьямуни продемонстрировал, как из воткнутой в землю деревянной зубочистки выросло невероятных размеров дерево, заслонившее кроной небосвод. Оно было богато огромными плодами, которые сравниваются с вместительными сосудами размером как колесо телеги. Корни, ствол, ветви и листья состояли из семи драгоценностей, они сияли так ярко, что этот свет затмевал солнце и луну. Ветви дерева, украшенные листьями в виде кристаллов, от дуновения ветра звучали прекрасной мелодией Дхармы. А источаемый аромат плодов делал всех людей и животных вокруг радостными, счастливыми. Будда проповедовал всем собравшимся Учение, и многие из присутствовавших обрели благие плоды и участь рождения на небесах.

Второй день посвящён такому чуду: Будда по разным сторонам от себя сотворил две высокие горы из драгоценностей, сияющих пятью цветами, с фруктовыми деревьями, дивными цветами и прекрасной мелодией, изливающейся из этих мест. На горах справа райские плоды собирали и вкушали люди, а слева — паслись животные. И всё существование это было наполнено гармонией. В этот день Будда даровал Учение, после чего мысли присутствующих стали чистыми и намерения — благими.

В третий день после угощения Будда ополоснул рот водой и выплюнул её на землю. В этом месте тотчас появилось прекрасное озеро, воды которого обладали восемью чудесными свойствами. На поверхности чистейшей воды распустились лотосы пяти цветов, их сияние озарило небо светом, и благоухали они так, что не было места в округе, где бы не чувствовался этот тончайший аромат. После совершения этого чуда Будда проповедовал собравшимся различные аспекты Учения.

Четвёртым чудом стали восемь каналов, отходящих от драгоценного озера. Вода вытекала из озера и возвращалась обратно. В журчании потоков звучали проповеди Будды: о пяти способностях и пяти силах, об этапах духовного Пробуждения, о восьмеричном пути, о шести парамитах, о великом сострадании и безграничной доброте. Так все присутствующие прониклись Священным Учением — бесчисленное количество людей, услышав эти слова, обрели блага, встали на путь бодхисаттвы и пошли путём благих деяний.

На пятый день от уст улыбающегося Будды разлился свет в тысячах миров Вселенной. Все существа, кого коснулся этот свет, избавились от трёх ядов, пяти омрачений, обрели полное спокойствие, стали благословенными. И также те, кто был рядом, породили в себе мысли о духовном пробуждении и обрели многие блага.

На шестой день Будда сотворил ещё одно чудо: мысли и поступки горожан — добрые и дурные — стали известны другим людям. Каждый из них мог словно видеть, что в мыслях другого, и узнать о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершённые добродетели и прегрешения. Благодаря этому люди смогли стать осознанными, проникнуться Учением Будды, и чудесные способности Будды были прославленны.

На седьмой день Будда сделал так, что каждый из присутствовавших осознал себя чакравартином — благородным правителем, обладающим семью драгоценностями и всеми благами этого мира. Люди внимали учению Будды, чувствуя себя царями всего земного, которым уже нечего желать, и проникли в суть Дхармы. Всё это время лжеучителя были совершенно бессильны, мысли их путались, языки онемели, чувства были подавлены, они не могли ничем противостоять истинному Учению.

На восьмой день, восседая на львином троне, Будда прикоснулся к нему и в миг из него появились пять ракшасов (в переводе с санскрита — «проклинать») — демонов, или злых духов согласно буддийской философии. Свирепые чудовища уже полностью разрушили сидения тех шести лжеучителей — оппонентов Будды, когда появился Дхармапала — Ваджрапани, который прогнал вероотступников-самозванцев своей ваджрой, грозным оружием в виде молнии, извергающим пламя, которое он вознёс над головами лжеучителей. Охваченные страхом, они пытались спастись бегством и бросились в реку.

После этого более 90-та тысяч последователей тех лжеучителей уверовали в Учение Будды. Будда помог им очиститься от скверных мыслей и обратиться в монахов: они попросили его о приёме в монашескую общину — после благословения Великого Шакьямуни на их головах и лицах исчезли волосы, что означало — они стали монахами. Будда передал им Дхарму.

Затем Будда испустил из своего тела 80 тысяч лучей, на кончике каждого из которых раскрылся лотос, в котором был один из будд, проповедовавших Дхарму. Увидев это, множество людей ещё сильнее укрепились в своей вере.

Девятым чудом стал сам Будда. Сделав своё тело необъятных размеров настолько, что он смог проповедовать Дхарму обитателям всех миров Вселенной, в том числе, и богам. Голова его уходила в небеса, а исходящие лучи освещали землю вокруг. Жители не только земного мира, а также обитатели высших миров породили в себе стремление к духовному Пробуждению.

На десятый день Будда стал видимым одновременно во всех странах тех царей, которые прибыли в Шравасти — возникли его нирманические тела, испускающие лучи ясного света. Будда проповедовал Учение всем людям этих царств. Количество принявших Дхарму тогда было неисчислимым.

На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. Будучи в гостях у одного из жителей Шравасти, он погрузился в глубокое медитативное состояние, вместо его телесного облика возник сильный луч света, который ещё раз раскрыл Учение. Новое множество людей, увидя это, породило в себе стремление к Просветлению. Таким образом, все принявшие Дхарму были озарены священным светом.

На двенадцатый день пришедшие к Будде люди с нетерпением ждали новое чудо. И оно случилось: во время пребывания в гостях у другого жителя Шравасти из тела Великого Шакьямуни вышел золотой луч, который осветил царства трёх тысяч миров. Попавшие под свет этих лучей люди избавились от злых помыслов, связанных с тремя ядами, и породили в себе мысли о сострадании. Каждый из них увидел друг в друге отца, мать, детей и близких людей. Все, на кого излился этот свет, прониклись Учением Будды.

На тринадцатый день Будда явил новое чудо. Он восседал на львином троне, когда из его пупка стали исходить два луча света высотой семь саженей. Оба луча были увенчаны живыми лотосами. Чуть погодя, на каждом цветке появились отражения Будды — нирманакайя (его тела), которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них, в свою очередь, снова был отражённый Будда. Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили все миры Вселенной. Присутствующие благодаря увиденному утвердились в Учении, сомневающиеся же обратились к нему впервые. Учение было донесено до всех живых существ и множество из них породило мысли о высшем Просветлении и обрело духовные плоды.

В четырнадцатый день Будду пригласил к себе с визитом царь Уттараяна. Он рассыпал перед Просветлённым цветы, которые по велению Будды тотчас приобрели форму колесниц с драгоценными камнями, озаряющими своим светом всю Вселенную трёх тысяч миров. На каждой из граней камня виднелось отражение Великого Шакьямуни. Свидетели чуда бросились поднимать драгоценные камни и приняли Дхарму. После этого Будда продолжил проповедовать своё Учение.

В последний, пятнадцатый день Будда и его ученики были приглашены с визитом к царю Бимбисара. Будда принял приглашение с условием, чтобы была приготовлена только посуда — без угощений. Когда наступило время для еды, посуда всех присутствовавших сама наполнилась удивительными яствами, люди с большим удовольствием угощались, и насытившись все обрели полное спокойствие. После этого Будда ударил своей рукой по земле, и присутствовавшие неожиданно увидели страдания живых существ, которые находятся во всех восемнадцати адах и вопрошают, чем они заслужили эти муки. Это были души тех, кто стремился получать от жизни только наслаждение. А тем временем Будда вновь продолжил проповедовать собравшимся своё Учение: он даровал им знания о Четырёх благородных истинах, или Истинах Святого, о причине и следствии — законе кармы. Неисчислимое количество людей ступили в этот день на путь Дхармы. Также и обитатели адов, породившие в себе правильные устремления, обрели плоды Учения Будды и возродились затем в лучших мирах.

Существует таблица соответствия молебнов Монлам Ченмо и покровителей человека по году рождения: Свинья (Гахай жэлтэн), Мышь (Хулгана жэлтэн), Корова (Ухэр жэлтэн), Тигр (Бар жэлтэн), Кролик (Туулай жэлтэн), Дракон (Луу жэлтэн), Змея (Могой жэлтэн), Лошадь (Морин жэлтэн), Овца (Хонин жэлтэн), Обезьяна (Бишэн жэлтэн), Курица (Тахяа жэлтэн), Собака (Нохой жэлтэн).

Посещение хурала и написание именной записки на «Великий молебен» в рекомендованный день именно по вашему году рождения, принесёт наибольшее благо.

Может быть и так, что в отдельные дни присутствие на службе Монлам Ченмо с подачей именной записки будет одинаково благоприятно для всех знаков (Булта жэлнууд).

Исполненные Буддой чудеса, которые также называют чудесными победами Дхармы, составляют большую часть религиозно-философского учения о буддизме. Последователи Шакьямуни по сей день ежегодно вспоминают о чудесах Просветлённого на «Великом молебне» — Монлам Ченмо. В Тибете во время этих торжественных хуралов в монастырях даже устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии Чам.

Учителю — Бхагавану, Татхагате, Архату, истинно-совершенному Будде, Обладателю знания и святости, Сугате — знатоку мира, Кормчему, укрощающему существ, Несравненному Учителю богов и людей, Будде Бхагавану — Великолепному Шакьямуни Победоносному кланяюсь, совершаю подношения и обращаюсь к Прибежищу!

ТОНПА ЧОМДЕНДЕ ДЕЩИН ЩЕГПА ДАЧОМ-ПА
ЯНДАГПАР ДЗОГПИ САНГЕ РИГПА-ДАН ЩАБСУ
ДЕНПА, ДЕВАР ЩЕГПА ДЖИГТЕН КЕНПА, КЕБУ
ДУЛВИ КАЛО-ГЮРБА, ЛАНА МЕПА ЛХАДАН
МИНАМ-КИ ТОНПА, САНГЕ ЧОМДЕНДЕ
ПАЛ-ГЯЛВА ШАКЯ ТУБПА-ЛА ЧАГЦАЛ-ЛО,
ЧОДДО КЯБСУ ЧИ-О

Цитата из «Тройной непрестанной молитвы».
Книга «Тексты для ежедневых практик» / Составление, перевод и комментарии: Тенгон. М.: Издание Дрепунг Гоманг Центра 2016. — 744 с.

Описание некоторых молебнов, ритуалов и мероприятий в период праздника


ЧОЙПРУЛ ДУЙЧЕН

Благопожелание живущим и за лучшее перерождение усопших

Как правило, в 15-й лунный день в период «Великого молебна» — праздника Монлам Ченмо в Дацане проводится дневной хурал о благополучии живущих людей и особое благопожелание за лучшее перерождение усопших. Добродетели от совершённых благих поступков в этот день увеличиваются в 100 000 раз. Напомним, что записки за живущих людей и усопших подаются в виде отдельных прошений.


БУДДИЙСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДЕБАТЫ

В 15-е лунные сутки в нашем Дацане могут устраивать буддийские философские дебаты — короткие показательные выступления лам по разным темам буддизма продолжительностью в среднем до 30 минут. Диспуты являются частью программы обучения монахов в буддийских монастырях. Основная их цель — помочь в запоминании передаваемых знаний, так выявляется понимание предмета изучения по конкретной теме. Это ещё своего рода проверка способности структурированно, последовательно мыслить. В целом, диспуты нужны для формирования правильного логического мышления. Таким образом, в буддийских дебатах нет задачи победить в словесной дуэли оппонента — интересен сам процесс дискуссии. К слову, термин в тибетском языке, которым обозначают дебаты, означает «определения», а не само слово «дебаты». Ведь определения очень важны, когда необходимо что-либо обсуждать: нужно согласовать определения терминов, в частности, специальных, с учётом этимологии слов, которыми они названы. Этот метод до сих пор успешно применяется в тибетской системе духовного образования.


ДОДУДБА

Прочтение текста из Сутры Сердца Праджняпарамиты

На хурале ламы читают священный текст из Сутры Сердца Праджняпарамиты — Сутры Великого Совершенства. Это предпоследний день Монлам Ченмо.


САХЮУСАН (3 ЗАЩИТНИКА)

Хурал Защитникам Учения: Гонбо, Лхамо, Жамсаран

Сценарий этого молебна (состоит из двух частей с чтением утром и днём) строится по такому же принципу, что и другие Сахюусан хуралы. На практике почитания Защитников Учения — Сахюусанов (санскр. — Дхармапала) будет обращение к божествам, которые принесли клятву защищать Учение Будды, его последователей от различных препятствий, невзгод, болезней и прочего. Это не мирские Защитники Учения, они не пребывают в сансаре, как например, Сахюусан Пехара, почитаемый в день хурала Табан Хаан в период Сагаалгана. И, как правило, у каждого из перечисленных — Гонбо, Лхамо, Жамсаран — есть своё направление активности, кто из них чему больше способствует.

Гонбо Сахюусан (Шестирукий Махакала) — главный Защитник буддизма Махаяны. На тибетском языке — Гонпо, бурятский вариант произношения — Гонбо, Гомбо. Считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, принявшего устрашающий облик для избавления живых существ от различных факторов, которые обуславливают страдания. Этот Защитник Учения обладает всевидящим оком мудрости, наделён мощью подавления страстных желаний и силой их преобразования. Следует отметить, что этот Махакала является собирательным образом всех Защитников.

В службе верующие поклоняются Махакале, подносят ему различные дары, просят о защите и покровительстве. Чтение молитв, в частности, обращённых Гонбо, мантр, подношение балина (торма) и восхваление этого Махакалы очищают негативную карму, являющуюся причиной страданий человека. В конце хурала ламы проводят ритуалы Сэржэм (тиб. — Сергем, переводится — «Золотой напиток») и Даллага (тиб. — Янгуг), или обряд подношения даров Буддам и бодхисаттвам, призывание благоденствия. Поскольку, как сообщили ранее, это символический образ, обобщённый, поэтому Сэржэм — обряд на обретение удачи в делах — подносится кроме него и всем основным Защитникам Учения, а также божествам и духам местности. Это также означает, что такой Сахюусан хурал подходит для всех случаев.

Этот Сахюусан Гонбо направлен на помощь в исполнении желаемых целей, имеющихся на Пути, помогает подавлять врагов. Если у человека есть искреннее намерение — устремление, то Гонбо его в этом сопровождает. «Хранитель клятв», или «Держащий клятвы других» — известный эпитет об этом Защитнике Учения.

Лхамо — Палден (Балдан — в ином звучании) Лхамо считается покровительницей нашего Петербургского Дацана. При искренних прошениях помогает устранить болезни и последствия после них, в том числе, избавляет от негативных воздействий, разрушающих тело, — порчи, сглазов и т. п.

Жамсаран Сахюусан (Красный Защитник Учения) помогает бороться с врагами — внутренними и внешними, особенно, с проявлениями второго типа недоброжелателей, воздействующих со стороны.

В практике почитания и восхваления этих трёх Дхармапалов ламы обращаются к определённой священной книге, содержание которой имеет чёткую, узнаваемую структуру, состоящую из сессий: в начале текст посвящён линии преемственности, далее говорится об освящении внутренних и внешних подношений, после этого — зарождение бодхичитты и принятие клятвы, освящение внешних подношений (торма), которые вновь созданные; сессия раскаяния с последующим подношением всего, что освятили до этого момента; и в заключении — прошения, восхваления, преподнесение «Золотого напитка», а потом призывание благополучия, счастья, добродетели на известном финальном ритуале Даллага (бурят.), во время которого все дружно громко говорят «Ахурэй». В целом, практика по каждому Защитнику состоит из таких сессий, она единообразна.


Некоторые хуралы в этот период по расписанию могут быть запланированы и в среду — нерабочий день в Дацане Гунзэчойнэй, но несмотря на это будут открытыми для посещения прихожанами.

Также если в дни Монлам Ченмо в расписании в какой-то из дней назначен другой хурал или ритуал, то будут проводиться оба молебна на этой службе.

Традиционно мы ведём прямые трансляции торжественных хуралов, которые размещаются на нашем сайте, на канале в YouTube и в группе ВКонтакте.

Мы приглашаем вас в Дацан Гунзэчойнэй, чтобы вместе с ламами вспомнить о нашем непобеждённом Учителе и о безграничной мудрости его Учения в дни праздника Монлам Ченмо!


Материал подготовлен с использованием информации на сайте sangharussia.ru
Фото: автор Лиен Роса.