«Провидец увидел бегущих солдат, взрывы, воинственный образ Балдан Лхамо и могильный холмик»: как буддисты сражались за Родину
От Большого террора — к Мировой войне: мы продолжаем летопись подвигов буддийских
Пленный немецкий офицер: «Мои солдаты подсознательно восприняли внезапно появившихся варваров, как полчища Аттилы»
Подвиг буддийских народов России в Великой Отечественной войне до сих пор малоизучен, и в многотомной истории великих битв ХХ века ему, к сожалению, отведено незаслуженно мало места. Хотя, перелистывая ветхие архивные страницы с затерянными
Пожалуй, неслучайно один из самых поэтичных и
Однако очень скоро, 31 января 1944 года, один из таких рейдов обернулся успешным сражением, в котором решающую роль сыграли именно тувинцы. Ворвавшись на окраины села Деражно (Волынская область Украины), передовые всадники донесли, что здесь скопилось намного больше фашистов, чем предполагали ранее. Однако отступать было уже поздно: немцы, заметив кавалеристов, открыли огонь и смертельно ранили старшего лейтенанта 3-го взвода сабельников Сата Монгуша (самого старшего из тувинских командиров — 1909 года рождения). Тогда на место Монгуша, решением полковника Попова, заступил старший сержант Калбак. Конница пошла в атаку как на верную смерть, и её первые ряды в самом деле были скошены пулями. Но затем произошло настоящее чудо: побросав свои «огневые точки», бетонные укрепления и траншеи, фашисты ударились в паническое бегство. В короткое время деревня была освобождена, а к приятно поражённому Попову подвели единственного уцелевшего военнопленного — офицера Ремке (дело в том, что в плен тувинцы принципиально никого не брали, следуя своим воинским традициям, и немецкий офицер выжил лишь благодаря суматохе).
Ремке и пояснил советскому полковнику причины паники. Оказывается, увидев перед собой всадников на лохматых лошадёнках с кривыми саблями, немцы решили, что они «сбрендили» и что от долгого сидения в окопах у них массово повредился рассудок. «Это зрелище деморализующе подействовало на моих солдат, подсознательно воспринявших внезапно появившихся варваров, как полчища Аттилы», — велеречиво оправдывался Ремке. Говорят, что после боя под деревней Деражно солдаты Вермахта прозвали тувинцев der Schwarze Tod — Чёрная Смерть.
О паническом страхе, который вызывали «монголы» у фашистов, свидетельствует и громкая слава бурятских снайперов — Семёна Номоконова, Тогона Санжиева, Арсения Етобаева, Жамбала Тулаева, Никифора Афанасьева, Цырендаши Доржиева и других опытных «охотников на фашистского зверя» (о том, как бывшие сибирские звероловы становились на фронтах грозными снайперами, мы рассказали в отдельном материале). Показательно, что именно «русских снайперов» боялся до конца своей жизни бывший комендант Освенцима Рихард Баер. Мы знаем, что на своём зловещем служебном посту, который он занял примерно за год до окончания войны, Баер отличался беспримерной жестокостью и «арийским хладнокровием»: газовые камеры и крематорий Освенцима работали при нём практически в ежедневном режиме. Генрих Гиммлер хвалил нового коменданта за исполнительность, дисциплину, а также за «экономическую эффективность» — в запасники Рейха из печально известного концлагеря стало поступать больше золотых зубов, колец и серёжек от уничтоженных узников. В мае 1945 года Баеру, сбросившему опознавательные знаки СС, удалось скрыться: он сменил имя на Карла Эгона Неймана, нанялся на работу лесником и поселился под Гамбургом. Однако и здесь, оказывается, ему постоянно мерещились то израильские спецназовцы, пришедшие его арестовать, то советские снайперы с «монгольским разрезом глаз», подстерегавшие его
О таких, как Рихард Баер, впоследствии писал превосходный бурятский поэт, выпускник Литературного института Дондок Улзытуев (его стихи здесь и далее приведены в переводе Станислава Куняева):
«Пылали книги Шиллера в кострах,
Сжигали те, кто шествовал в колоннах.
Кто мог потом копаться в черепах
И в грудах пепла в поисках коронок.
Они душились тонкими духами
И мылом розовым благоухали,
А пламя обнимало груды книг.
Они блюли законы гигиены,
Но были то не люди, а гиены,
И спас твой мальчик Шиллера от них».
(Из поэмы «С берегов последнего моря»).
Пролог к войне: эпоха Большого террора
Прологом к Великой Отечественной войне для бурятского народа стала другая, в
Чем эти расправы обернулись для национального самосознания бурят, мы можем только догадываться. Хотя атеистическая пропаганда с переменным успехом велась в
Конечно, не все буддийские священнослужители сгинули в земле Ламской пади под Хоринском, где в то время хоронили расстрелянных лам (отсюда и название). Многие, прослышав о лавине арестов, успели затаиться и раствориться в своём народе. Сохранилось множество рассказов о том, как ламы бросали свои дома и уходили куда глаза глядят, чтобы только остаться на свободе. Так, к примеру,
Михей Николаевич Ербанов
Впрочем, репрессии всерьёз затронули и сами местные республиканские власти. До осени 1937 года во главе
«Товарищ Сталин с шестилетней Гелей Маркизовой, преподнёсшей ему букет цветов — подарок делегации
Фото с подписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» обошло в 1936 году все газеты страны.
Иосиф Сталин получает букет цветов от Энгельсины (Гели) Маркизовой — в её лице от всех детей Бурят-Монголии
Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов дарят Геле Маркизовой подарки.
Показательно, что за 9 лет своего правления Михей Ербанов сделал очень иного для постепенного разгрома буддийской Сангхи в Сибири. При нём в республике стали закрываться Дацаны, лам клеймили как «бездельников» и «нахлебников, сидящих на шее у трудового народа». Решением обкома ВКП (б) вся Бурятия была переведена с монгольского алфавита на латиницу (что было модно при Льве Троцком, мечтавшем «олатинить» всю Россию), а затем и на кириллицу. Ничто вроде бы не предвещало такого стремительного падения с высоты иерархической властной пирамиды, какое пережили Михей Ербанов и Ардан Маркизов в сентябре 1937 года, когда после ареста им предъявили практически те же обвинения, что и задержанным ламам — в создании «бурятско-японского контрреволюционного центра», в «панмонголизме», в подготовке «покушения на товарища Сталина» и даже в намерении «использовать колхозных лошадей для организации сабельных рейдов в тылы Красной армии». Соответственно, оба были расстреляны в 1938 году, и лишь юная Геля Маркизова, чей фотографический образ на руках у Сталина сделался частью советской пропаганды и символом счастливого детства в СССР,
Повзрослевшая Энгельсина (Геля) Маркизова
И, казалось бы, лишь дальним невнятным эхом прозвучал в Бурятии взрыв в 1931 году православного Храма Христа Спасителя в Москве. Между тем, вместе с собором, выстроенном в XIX столетии в честь побед русского оружия, превратилась в пыль и ратная слава 41-го Селенгинского (бурятского) пехотного полка, увековеченная здесь на 24-й мраморной плите. Таким образом, к июню 1941 года Бурятия подошла, словно бы уже пережив большую опустошающую войну. Республика была обезглавлена, лишена национальной административной верхушки, её прежняя воинская слава была обращена в прах, а культурные корни выкорчеваны вместе с буддизмом. Новый руководитель БАССР, Семён Игнатьев, присланный вместо расстрелянного Ербанова, не имел с краем никаких родственных или ментальных связей: родившийся на Украине, он освоил в Москве профессию
Семён Денисович Игнатьев
Бурятский режиссёр Эрдэни Жалцанов: «Стихи Твардовского „Я убит под Ржевом“ — будто про моего деда»
22 июня 1941 года Бурятия вместе со всем Советским Союзом узнала о «вероломном вторжении» гитлеровцев. Против ожиданий — война грянула как очистительный смерч, призывающий забыть все старые обиды перед лицом нового сильного врага. И произошло чудо: жители республики, начиная от безусых, подлежащих армейскому призыву юнцов и до зрелых, опытных мужчин, в том числе, скрывающихся по отдалённым «улусам» бывших буддийских лам — сами пошли в военкоматы, чтобы с ближайшими эшелонами отправиться на фронт.
Дондок Улзытуев, бывший в те годы мальчишкой, вспоминал в своих стихах:
«Всех вас мановеньем руки
в предвиденье долгой разлуки
напутствовали старики
и благословляли старухи.
Я помню — не плакала мать,
в молчанье смотрела на брата,
поскольку, прощаясь, рыдать
в обычае нет у бурятов.
Я помню сухие глаза
и горе за твердостью этой,
поскольку в народе слеза
считалась плохою приметой".
Всего из Бурятии на фронты Великой Отечественной войны были призваны 120 тысяч человек. И это не считая тех, кто уже находился в рядах Красной Армии к июню 1941 года. Считается, что бурятские красноармейцы были и среди легендарных защитников Брестской крепости, как об этом поётся в военной песне:
«Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали».
К сожалению, на данный момент имена бурят, которые могли находиться в Бресте ранним утром 22 июня, доподлинно не установлены, но обыкновенно называют младшего политрука, уроженца села Токчин Дульдургинского района Агинского Бурятского округа Дашидоржи Ганжурова. Домой с фронта он не вернулся, а последние письма от него пришли на родину из действующей армии, квартировавшей в районе Западного Буга. С той поры и до сегодняшнего Ганжуров продолжает числиться пропавшим без вести.
Как правило, бурят чаще всего зачисляли в ряды сибирских дивизий: «30-й Иркутской», «55-й Иркутской», 82, 106, 116, 321, 399-й Забайкальских. Многие добивались не только боевых наград, но и командных должностей, получая в своё распоряжение целые воинские формирования: от взводов до бригад и дивизий. Звание
Сражаться приходилось не только с гитлеровскими войсками, но и с Квантунской армией Императорских вооружённых сил Японии. Война забрасывала бурятских солдат и в Прибалтику, и на Кавказ. Воспоминания о кавказских боях сохранились в лирике бурятского поэта Доржи Гомбоева:
«Пусть Терек расскажет
Потомкам о том,
Как бились отважно
Мы с грозным врагом.
…Фашистские орды
Катились волной.
Кавказские горы
Взметнулись стеной».
Доржи Гомбоевич Гомбоев были призван в Красную армию в июле 1941 года. Был командиром взвода, охраняющего знамя полка. Бойцы этого взвода, согласно воинским уставам, не имеют права на отступление и, по сути, являются смертниками. Тем не менее, Доржи Гомбоев выжил и вернулся домой кавалером множества орденов — Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалей — «За отвагу», «3а боевые заслуги» и других.
«Мы помним древние преданья.
В них чёрной злобы нет следа.
И не продам, и не предам я
Родную землю никогда»
— писал Гомбоев в одном из своих послевоенных стихотворных сборников.
О том, какая суматоха царила во время призыва и отправки первых воинских эшелонов на линию фронта, очень подвижную и опасно приблизившуюся к Москве и Ленинграду в 1941 году, свидетельствует Эрдэни Жалцанов, главный режиссёр Бурятского театра кукол «Ульгэр». Несколько лет назад в интервью республиканскому изданию ARD Эрдэни
«Теперь мы знаем, где он точно похоронен, в какой дивизии и полку служил, и дату его гибели, — говорит Жалцанов. — Теперь я знаю точно, о чём он хотел поведать в тот миг, когда
Дивизия, к которой был приписан Жалцан Бабаев, стояла в тот период в Монголии, где в 1939 году принимала участие в боях на
Изображение Палден Лхамо (на тибетском языке, или Балдан Лхамо по-монгольски)
Сейчас, благодаря помощи поисковиков, Эрдэни Жалцанов точно знает, что его дел погиб 2 сентября 1942 года, в тот день, когда его дивизия начала наступление на Ржев. «Стихи Твардовского «Я убит под Ржевом» — будто про моего деда, — заключает бурятский режиссёр.
По следам петровской экспедиции хори-бурят и шаманки из рода Улзытэ: оборона Ленинграда
Немало бурятских новобранцев двинулось и к Ленинграду, который к 8 сентября 1941 года (официальному началу блокады) оказался в ещё более тяжёлом положении, чем Москва. На север продвигались в набитых битком теплушках, часто останавливались на переездах или
Ленинград, между тем, был уже взят в кольцо, и в городе распространялись панические слухи о его скорой сдаче. Как рассказывал впоследствии другой прославленный театральный режиссёр Бурятии, руководитель Бурятского драмтеатра Цырен Аюржанаевич Балбаров, миномётная батарея, в которой он тогда служил, стояла на Ладожском озере, прикрывая «Дорогу жизни». «Наши войска были истощены, измождены. Ни пить, ни есть — ничего не было. Они пили прямо из болота», — рассказывает внук режиссёра, зампред комитета внешних связей Минэкономики РБ Цырен Балбаров (которого так назвали в честь деда). По словам внука, миномётчики защищали и Пулковские высоты, причём, за все три года дислокации они ни разу не заходили в Ленинград. «Сражались вокруг города, где сплошные болота, — подчёркивает Цырен Владимирович. — Туда заходила целая дивизия, а выходили лишь несколько сотен солдат и офицеров. Там воевали один молодняк и „старики“, которым было под или за пятьдесят. Многие психологически не выдерживали, вставали из окопов, и их снимали немецкие снайперы. Потери были страшные. Бабуля рассказывала, что деду приходилось биться врукопашную. Он даже после войны привёз трофейный немецкий кортик. Воевали в сложнейших условиях — болота, вши, их толком не кормили. Но дед прошёл войну. Выжил».
За свои военные заслуги гвардии капитан Балбаров был отмечен орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени, а также медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Однако в мирной жизни на его долю выпало немалое количество других наград — театральных премий и успешных премьер, за которые в 1982 году режиссёра удостоили ордена «Дружбы народов». (О том, какой вклад буряты внесли в освобождение Северной столицы, можно прочитать в том же материале на нашем сайте «Беспощадная война»: как буддийские ламы и бурятские снайперы обороняли Ленинград" - прим. ред.).
Однако тех, кто так и не вернулся с войны, нам дано знать преимущественно только по именам и по дате их гибели, бесстрастно зафиксированной во фронтовых журналах. Так, младший лейтенант
Некоторых прихотливая фронтовая судьба щадила до времени. К примеру, учитель Улюнской школы Михаил Баранов (несмотря на русское имя по происхождению — бурят) был призван в армию в 1941 году в возрасте 34 лет и сразу попал на Ленинградский и
Сгинула (по неподтверждённым данным) в снегах под Ленинградом и целая «алтайская дивизия», набранная, в основном, из призывников Ойротской автономной области (ныне эта область упразднена, и её территория входит в Алтайский край). Когда 14 января 1944 года на Ленинградском фронте началась стремительная операция «Январский гром», всего за две недели позволившая покончить с блокадой города на Неве, в бой были брошены объединённые воинские части, сосредоточенные сразу на нескольких направлениях: петергофском, стрельнинском, кингисепском и лужском. Одновременно завязались бои под Новгородом, позволившие уже к 20 января освободить этот древний и некогда великий город. По всем участкам фронта враг отступил на 60−100 км от Ленинграда, но Красной Армии этот бросок стоил, как обычно, немалых потерь. Бумажные похоронки разлетелись во все концы необъятного СССР — пришла такая бумага с печатью и в село Ябоган
Всего из числа тех, кто был призван в годы войны из БМАССР, погибло 34,2 тысячи бойцов, и ещё 6,5 тысяч вернулись домой инвалидами.
«Разминёры»: почему буддийских лам и православных священников могли привлечь к разминированию Подмосковья
Впрочем, если что и отличало буддистов на фронтах Великой Отечественной войны, так это, прежде всего, необычайная живучесть и выносливость. Бывшие охотники и звероловы, которые подобно куперовскому Следопыту, могли неделями не покидать дремучего леса, на равных сражаясь с его могучими обитателями, они и здесь, в схватке с «фашистским зверем», проявили себя наилучшим образом. Ранняя и жестокая зима 1941 года и беспросветные вьюги последующих лет
Удалось выжить во фронтовом аду и старшине Малану Эрдынеевичу Базарсадуеву — родному дедушке Вячеслава Партилхаева, известному в Петербургском Дацане Гунзэчойнэй как лама Жимба. К началу войны Малану Базарсадуеву исполнилось 30 лет, и призывался он в 1941 году из села Иссинга Еравнинского района БМАССР. Впереди было четыре страшных военных года, но из всех испытаний старшина Базарсадуев вышел с честью, получив в награду три медали «За отвагу» и два Ордена Красной Звезды (Орден Отечественной войны II степени был ему присвоен уже после войны, к 40-летию Великой Победы). Судя по наградным спискам, вплоть до 1945 года старшина служил санинструктором. В августе 1943-го он получил первую из своих «отважных» медалей — «за то, что в наступательных боях части против немецких захватчиков под сильным артиллерийским и миномётным огнём противника вынес с поля 23-х тяжело раненых бойцов и командиров вместе с оружием, и эвакуировал их в тыл». В аннотации к первому Ордену Красной Звезды, полученному санинструктором в марте 1943 года, содержится более скупая и официальная формулировка — «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество».
Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и
Впрочем, вошедшая в пословицу живучесть бурят и их как бы заговорённость от пуль и снарядов однажды сослужила им не слишком хорошую службу. Существует легенда, которую пока что трудно подтвердить документально: о том, что в 1943 году, когда враг в результате ряда успешных наступательных операций отступил далеко от Москвы, окрестности столицы и обширные просторы Подмосковья освобождали от засевших в земле мин и снарядов именно буддийские ламы и православные священники, выпущенные по этому случаю из сталинских лагерей. Безусловно, мины были реальностью — по приблизительным данным на полях сражений Второй мировой войны противоборствующие стороны установили от 80 до 150 млн мин. Война откатилась уже к европейским границам, однако освобождённая земля всё ещё таила в себе смертельную опасность. Кому в 1943 году можно было поручить задачу по разминированию? Фронтовые сапёры были нужны в рядах действующей армии — поэтому в тылу решили действовать с помощью Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В специальном постановлении, вышедшем к 1944 году, было сказано: «возложить на организации Осоавиахима работу по окончательному разминированию местности и сбора оставшегося трофейного и отечественного оружия, боеприпасов и другого военного имущества в городах и сельских местностях, освобождённых от немецкой оккупации, после ухода из них специальных инженерных и трофейных частей, а также по оказанию помощи этим частям в этих районах». Документ предписывал привлечь к работе добровольцев, но, поскольку таковых много не нашлось, решили искать смертников среди тех, чья судьба и так целиком зависела от случая — среди «лагерной пыли». Видимо, таким образом в ряды «Общества содействия обороне» попали «бывшие» из числа духовенства — как буддийского, так и православного. Их наскоро обучили сапёрному делу и, выдав необходимый инвентарь, отправили на ещё неостывшие от войны земли в составе осоавиахимовских бригад. И тут, согласно легенде, произошло чудо: священники и
Таким же заговорённым был, по всей видимости, и
В «штрафники»
На этом сталинская опала для
Заметим в заключение, что из тех уроженцев БМАССР, кому удалось выжить в Великой Отечественной войне, 36 человек было удостоено звания Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы и еще 37 тысяч человек были награждены орденами и медалями.
Как свидетельствовал в своём творчестве поэт Дондок Улзытуев, не все из вернувшихся с фронта обратно в Бурятию смотрелись победителями, как это преподносилось советской пропагандой. Очень многих война духовно надломила настолько, что они не хотели о ней ни рассказывать, не вспоминать:
«Контуженный, полуглухой,
израненный вражеской миной,
ты вскоре вернулся домой,
в улус возвратился родимый.
Но воздух любимой земли
целебней лекарства любого,
и очи прозрели твои,
и уши услышали снова.
А вскоре вернулись друзья,
и их золотые погоны
вконец поразили меня,
и слушал я их восхищённо.
Но ты о войне не хотел,
казалось, вести разговоры.
Спокойно на небо глядел,
на землю, на снежные горы».
Автор статьи: Валерий Береснев.
Использованы фотографии и иллюстрации из материалов на сайте проекта «Память народа», из открытых источников в Интернете.