Дацан Гунзэчойнэй Реликвии в Петербургском буддийском храме

Наши реликвии

Буддийский храм в Северной столице наполнялся святынями и реликвиями буддизма с самого основания и на протяжении всей его истории. Священные артефакты доставлялись из мест традиционного распространения буддизма (Таиланд, Бурятия, Монголия, Индия), создавались специально для уникального храма. Сам Петербургский Дацан, его архитектура, элементы оформления являются воплощением религиозной символики буддизма, реликвией для верующих, идущих путём Дхармы.

Однако, как и все храмы в нашей стране, Дацан Гунзэчойнэй пережил трудные времена, связанные с жёстким курсом Советского государства на атеизм и материализм, а также с войнами, потрясшими нашу страну и весь мир в 20 веке.

Поэтому в период с 1919 по 1921 годы, когда в здании нашего Дацана была расквартирована красноармейская военная часть, и после окончательного закрытия буддийского храма в 1938 году многие предметы культа были уничтожены и утрачены. Национализированное здание Дацана эксплуатировалось неподходящим образом, передавалось в пользование различным организациям, далёким от религии. Но что-то его охраняло и сохраняло во всех испытаниях: постройка уцелела и избежала серьёзных повреждений, она продолжала приносить пользу и служить людям.

И, как говорится, несчастье обладает лишь одним хорошим свойством: рано или поздно оно прекращается.

В 1990 году Дацан был передан буддистской общине. Однако восстановление продолжается и по сей день. Ведётся полная реставрация уникального северного храма Калачакры. Возвращаются, воссоздаются утраченные реликвии. Их число пополняется новыми предметами искусства и религиозного почитания.

Планы возвращения Дацану прежнего облика и преумножения культурно, социально и религиозно значимых объектов, связанных с ним, находят воплощение в проектах, которые могут быть осуществлены только при поддержке верующих буддистов, друзей храма, покровителей и спонсоров. И то, что такие проекты осуществляются, развиваются с привлечением современных методов, заинтересовывают крупных специалистов и мастеров — всё это свидетельствует о важности храмового комплекса Гунзэчойнэй в образе Северной Столицы, о его большом значении как северо-западного оплота буддизма для культуры нашей многонациональной страны и для системы социо-культурного единства мира. Поддержать реализацию проектов Дацана имеет возможность каждый. Любой вклад приближает проекты к воплощению.

Сегодня монастырский комплекс «Дацан Гунзэчойнэй» при всей общекультурной и музейной значимости, в первую очередь, является живым, действующим храмом. Каждый день в нём собираются для проведения хуралов (молебнов) ламы и прихожане, паломники из разных точек мира. Звучат древние мантры, данные для преодоления страданий человечеству великими Учителями, возносятся молитвы о счастье и благополучии всех живых существ.

Ритуальные предметы используются и живут, день за днём исполняя своё предназначение — приближать сознание верующих к Просветлению, проповедовать любовь и сострадание, умножать гармонию.

Большинство реликвий доступны для осмотра посетителями Дацана. Узнать об их символике и назначении можно во время групповых (открытых общих и заказных) экскурсий, которые проводятся ламами и сотрудниками Дацана. Плановые экскурсии бесплатны и присоединиться к ним мы приглашаем всех желающих. Открывайте для себя сокровища и реликвии неповторимого храма Будды в Северной Столице!

Одна из реликвий, появившаяся какое-то время тому назад и созданная специально для Дацана Гунзэчойнэй как подношение от прихожан, — бронзовая уличная курильница Байпур. Её создание и установка — пример успешно завершенных проектов помощи в восстановлении храмового комплекса Санкт-Петербургского буддийского храма.

В январе 2022 года досточтимый настоятель Петербургского Дацана совершил паломническую поездку в Индию, где посетил буддийские святыни и резиденцию Его Святейшества Далай-ламы XIV-го в индийском городе Дхарамсале. В дар нашему Дацану Гунзэчойнэй и местной общине лам и мирян Его Святейшество передал 18 буддийских тханок: на семнадцати из них размещены образы великих пандит — учителей славной Наланды (буддийского монастырского комплекса с университетом и библиотекой, V-XII вв.) и на одной тханке — молитва в честь пандит на четырёх языках.

В библиотеке Дацана Гунзэчойнэй хранятся два собрания священного буддийского писания Ганжур на тибетском языке и в старомонгольской письменности, каждое из которых представлено полным набором из 108-ми книг. Ганжур — свод сутр, записанных ближайшими учениками по следам проповедей Будды Шакьямуни. Каждое из собраний является даром Российской Сангхе, в частности, общине буддистов нашего региона, оба родом с Древней Родины Будды: на тибетском языке — от премьер-министра Индии Шри Нарендра Моди, старомонгольский вариант был презентован индийским Центром искусств им. Индиры Ганди (г. Нью-Дели).

В дар общине лам и мирян-буддистов Северо-Западного региона от досточтимого Дид Хамбо-ламы Буддийской Традиционной Сангхи России (БТСР) Дагбы Очирова был преподнесён комплект из сплетения хадаков пяти цветов, благословлённый Его Святейшеством XII Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржо Этигэловым в месте пребывания его нетленного тела — в Иволгинском Дацане (Бурятия). Пять цветов, символизирующих пять элементов микро- и макрокосмоса в соответствии с буддийского системой мироздания, также соответствуют пяти основным направлениям в мандале и пяти первоэлементам — дхату.