Буддийский словарь

Абхайя-мудра ― жест защиты, выражающий спокойствие.
Абхидарма — раздел знаний по теории дхармо-частиц, психологии, космологии и т. д. и особый метод изложения и систематизации, характерный для канона Трипитаки.
Абхидармакоша ― энциклопедия Абхидармы, трактат Васубандху, написанный в IV-V вв.
Авалокитешвара — бодхисаттва милосердия. Один из наиболее почитаемых божеств в буддизме. Авалокитешвара считается божеством-покровителем Тибета. Он имеет много форм как милостивых, так и гневных. Его земными воплощениями считаются Далай-ламы и иерархи школы кармапа.
Агван Гьяцо (1617−1682) — пятый Далай-лама Тибета, глава школы гелукпа, объединил духовную и светскую власть.
Ади-Будда — изначальный Будда, персонификация сущности всех Будд и бодхисаттв.
Акшобхья — один из пяти Будд созерцания, синего цвета, его правая рука расположена в жесте бхумиспарша-мудра, в левой он держит ваджру.
Амитабха ― один из пяти Будд созерцания, красного цвета, его атрибут патра, он держит двумя руками. Амитаюс считается особым, отличным от Амитабхи, Буддой долголетия, дарующим здоровье и богатство.
Амогхасиддхи ― один из пяти Будд созерцания, зеленого цвета, его руки сложены в жестах: абхайя-мудра (правая), дхьяна-мудра (левая).
Амрита — напиток бессмертия.
Анджали-мудра ― жест поднесения драгоценности.
Архат ― человек, который достиг по буддийским представлениям наивысшего уровня духовного развития, т. е. нирваны. Архатами считались главные ученики Будды Шакьямуни, а также последователи его учения. Они проповедовали путь личного спасения.
Асана ― особое положение тела или ног. Например, бхадрасана является позой Майтреи, когда он сидит со спущенными с престола ногами, так называемая «европейская» поза. Гуптасана — сидячая поза монаха, в ней ноги прикрыты монашеским одеянием, «ваджрасана» сидячая поза с перекрещенными ногами и т. п.
Атиша (982−1054) ― выдающийся буддийский проповедник из Бенгалии, способствовал возрождению буддизма в Тибете в середине XI в., ввел много новых практик и ритуалов.
Ачала — «Неподвижный» — один из гневных персонажей пантеона Ваджраяны. Поза «ачаласана»: фигура стоит на правом колене, жест — карана-мудра.
Ашока (268−231 гг. до н.э.) ― индийский царь, правитель империи Маурьев (320−185 гг. до н.э.), покровитель буддизма.
Бардо — особое состояние сознания после смерти и до нового рождения. Существуют специальные тангка, на которых изображены божества, предстающие в этом состоянии сознания.
Бегце — один из восьми главных дхармапал.
Белый старец — хозяин-хранитель местности, покровитель семейного благополучия, податель счастья, богатства и долголетия, покровитель животных и растений. К нему обращались с просьбами о даровании здоровья, увеличения поголовья скота, об удаче на охоте, о появлении потомства, предотвращении эпидемий, неурожаев и смерти детей.
Бодхгайя — место, где Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, одно из самых почитаемых мест в Индии (ныне в штате Бихар).
Бодхисаттва — существо, посвятившее себя пути сострадания и выполняющее практики шести парамит. Бодхисаттва принимает обет избавить все живые существа от страданий. Он должен постоянно поддерживать в себе бодхичитту. Путь бодхисаттвы состоит из десяти уровней. Бодхисаттвы бывают земные и высшие. Земные бодхисаттвы отличаются от других людей состраданием и альтруизмом, а также стремлением достичь просветления. Высшие бодхисаттвы достигли совершенства в практике шести парамит, но в силу своего обета не ушли в нирвану.
Бодхи — санскритский термин, означающий полное просветление и постижение природы вещей, событий и явлений, совершенную мудрость и сострадание, особое состояние сознания, главная цель адептов буддизма. Достичь просветления, по буддийским представлениям, можно порождая бодхичитту. Совершенное просветление будд и бодхисаттв — ануттара-самьяк-самбодхи является идеалом Махаяны. Путь к нему ведет через сострадание и исполнение обетов бодхисаттв.
Бодхичитта ― одно из основных понятий махаяны, дословно означает «сердце пробужденного ума». По тибетской традиции бодхичитта подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная бодхичитта представляет собой пустоту, неотделимую от сострадания. Относительная бодхичитта имеет два уровня: решимость практиковать шесть парамит и желание спасти все живые существа от страданий. По представлениям буддистов, это состояние сознания невозможно выразить словами.
Бон — добуддийские верования тибетцев, основанные на смеси шаманизма и иранских верований. Бон создал свою литературную традицию, комплекс верований и ритуалов, имеющих параллели в тибетском буддизме.
Брахма — в индуизме верховный бог, творец, его вахана — лебедь, он имеет четырех лика. Брахма был включен в пантеон буддизма, его вместе с тысячеглазым Индрой изображают в сцене рождения Шакьямуни. В мандалах Чакрасамвары отрубленная голова Брахмы является одним из атрибутов главного персонажа. Фигуры Брахмы и Индры попирают ногами другие божества Ваджраяны.
Будда — «просветленный», достигший наивысшего предела духовного развития (см. также Бодхи, Татхагата, Шакьямуни). Буддакшетра (чистая земля) — сфера духовного влияния одного из Будд. Существа, живущие в определенной Буддакшетре, духовно развиваются под руководством Будды и накапливают благие заслуги. Будон Ринчендуб (1290−1364) — автор сочинения «История буддизма». Бхававивека (II в.) — индийский философ, основатель философской школы Мадхьямика-сватантра, ученик Нагарджуны.
Бхайшаджьягуру — Будда Врачевания, синего цвета, его атрибуты: плод мирабалана (в правой руке) и патра в левой, он излечивает болезни и продляет жизнь.
Ваджра ― алмазный скипетр, в буддийской мифологии символ прочности и неуничтожимости, пути, искусных средств, мужского начала, активности. Атрибут индийского бога-громовержца Индры.
Ваджраварахи — гневное женское божество, дакини, красного цвета, праджня Самвары.
Ваджрадхара — одно из главных божеств тибетского буддизма, имеет характерную мудру, «ваджрахумкара»: скрещенные перед грудью руки с колокольчиком и ваджрой.
Ваджрапани ― божество, может изображаться в виде бодхисаттвы (милостивым) и в виде дхармапалы (гневным). Эманация Будды Акшобхьи, его атрибут ваджра. Ваджрапани символизирует силу, уничтожает заблуждение и глупость.
Ваджрасаттва — один из главных божеств, белого цвета, атрибуты колокольчик и ваджра.
Ваджраяна ― особое направление буддизма, распространенное в Тибете, Монголии, Туве, Бурятии и Калмыкии. Согласно этой традиции буддизма просветления можно достичь в течение одной человеческой жизни. При этом большое влияние уделяется роли духовного наставника и сложной йогической практике, описываемой в особых текстах — тантрах. Ваджраяна возникла в Индии на основе буддизма и шиваизма, она формируется во второй половине I тыс. н.э. В Восточном Туркестане в VII в. появляются первые тексты этой традиции, приобретающей завершенную форму в тибетском буддизме к середине XI в.
Вайрочана ― один из пяти будд созерцания, белого цвета, в тибетской иконографии у него особое положение рук ― бодхиагри-мудра. В китайской традиции Да жи фо — Будда Великого Солнца — один из главных Будд школы Хуаянь Махаяны и школ эзотерического буддизма. В школе Тяньтай занимает центральное место и «отождествляется с универсумом. Для иконографии Вайрочаны в китайской традиции характерны корона и жест дхармачакрамудра. В мандалах эзотерического буддизма изображается в центре или на востоке; он — белого цвета, с чакрой — колесом закона в руке, поза созерцания — ваджрасана, жест тот же, вахана — лев или дракон. Он почитался как Первобудда и как такового его называют „космическим“ Буддой с иной иконографией.
Вайшравана — божество-хранитель севера, бог богатства, обычно желтого цвета, его атрибутами являются штандарт (в правой руке) и мангуст (см. также Локапалы), традиция приписывает происхождение его иконографии из Хотана. Вайшравана — второе имя индуистского бога богатства Куберы. По ранней традиции атрибутами Вайшраваны служат ступа, трезубец или „знамя победы“, ваханы — конь или лев, в зависимости от функции, которую он выполняет. Вайшравана — предводитель якш, древних хтонических добуддийских полубожеств, которые в иконографии буддизма приобрели различные формы: иногда антропоморфные, иногда они изображаются с головами различных животных и птиц.
Варада-мудра ― жест дающий благо.
Васудхара ― богиня богатства и процветания, праджня Джамбхалы.
Вирудхака ― божество-хранитель юга, обычно синего цвета, его атрибут — меч (см. также Локапалы).
Вирупакша ― божество-хранитель запада, обычно красного цвета, его атрибуты — ступа
(в правой руке) и змея (см. также Локапалы).
Васубандху ― один из восьми великих учителей Махаяны, индийский философ-энциклопедист, буддийский монах, основавший вместе со своим старшим братом Асангой школу йогачара, жил вIV в. Автор знаменитой „Абхидармакоши“.
Вахана ― средство передвижения, „ездовое животное“.
Виная — свод нравственных заповедей, обетов, которые должны выполнять члены общины. Также первая часть Трипитаки — буддийского канона.
Витарка-мудра ― жест поучения.
Гампопа (1079−1153) — один из основателей школы кагью, ученик Миларепы.
Гандавьюха сутра — последняя, тридцать девятая глава Аватамсакасутры, издававшаяся как самостоятельное произведение. Сутра повествует об отроке Судхана кумаре (кит. Шаньцай тунцзы), который в поисках учения посетил многих буддийских учителей. Пятьдесят третьим был бодхисаттва Майтрейя, пятьдесят четвертым — бодхисаттва Манджушри. Отрок выслушал проповедь бодхисаттвы Самантабхадры, которая известна как „Обеты практики бодхисаттвы Самантабхадры“ из Аватамсака сутры.
Гандхарвы — небесные певцы и музыканты.
Ганджур — канонические тексты тибетского буддизма, составляют сто восемь томов.
Гедун Гьяцо (1476−1542) ― второй Далай-лама.
Гедун Дуб (1391−1474) ― первый Далай-лама.
Гелукпа — доминирующая школа тибетского буддизма, была основана в начале XV в. Цзонхавой.
Годан, хан, правивший в ХIII в. — монгольский хан, внук Чингис-хана, который пригласил Сакья-пандиту к себе в ставку.
Гуань-инь — особая китайская форма бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, изображаюшая его в женском облике.
Губилха — группа Губилха включает в свой состав пять божеств: 1. рожденные вместе с человеком; 2. исполняющие желания и дарующие блага; 3. подавляющих врагов; 4. благословляющих, исполняющих благопожелания своих почитателей.
Гэсэр — герой знаменитого центрально-азиатского эпоса, ниспосланный небом, очищающий землю от чудовищ; в буддийской традиции почитается как универсальный хранитель, покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы и удачи на охоте.
Дакини — гневные женские божества, являющиеся воплощением мудрости. Некоторые из них являются праджнями (женскими соответствиями идамов), другие сами выступают в роли идамов.
Далай-лама ― духовный правитель Тибета с середины XVII в., земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары. Линия преемственности насчитывает четырнадцать земных воплощений и восходит к XV в., к одному из учеников Цзонхавы.
Далха ― „победивший врагов“, один из группы пяти божеств-хранителей человека, которые сопровождают его всю жизнь.
Данджур — канонические тексты тибетского буддизма, составляют двести двадцать пять томов.
Дамару — ритуальный барабан.
Джамбудвипа ― один из четырех материков, которые, по космологии буддизма располагаются по четырем сторонам горы Сумеру — оси мира. Джамбудвипа — это наш земной шар.
Джамбхала ― эманация божества богатства Вайшраваны, имеет различные формы.
Джата — прическа бодхисаттв — высокий узел волос на макушке или на затылке. Паридхана —"юбка» — часть одеяния бодхисаттв.
Джатаки — повествования о прежних рождениях Будды. Всего насчитывается пятьсот пятьдесят таких повествований.
Дзанабадзар (1635−1723) — глава буддийской церкви, первый Богдо-геген, бывший одновременно выдающимся монгольским скульптором и ламой, создатель портретной живописи и алфавита соембо.
Дигнага — один из восьми великих учителей Махаяны, жил приблизительно в V-VI вв., выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах, принадлежащий школе йогачара, один из основоположников индийской буддийской логики.
Дхарани — короткий сакральный текст, служащий для фиксации мысли во время медитации. Дхарани обычно длиннее мантр и могут включать последние в свой состав.
Дхарма — закон, учение Будды.
Дхармакирти ― один из восьми великих учителей Махаяны, выдающийся индийский философ VIIв. Он принадлежал к школе йогачары, основатель индийской буддийской логики, развивший идеи Дигнаги.
Дхармапалы — гневные божества, защищающие буддийское учение и каждого верующего. В Тибете наиболее распространены культы восьми дхармапал, хотя их значительно больше.
Дхармараджа — Царь Закона — одно из имен бога Ямы, а также титул некоторых правителей.
Дхьяна, кит. Чань, — медитация, сосредоточение, концентрация сознания (самадхи, кит. саньмэй) на объекте созерцания как средство достижения освобождения от страданий и круга рождений в сансаре. В Махаяне должны были постигать метод чань только монахи, причем не только принадлежавшие к монастырям школы чань.
Дхармачакра-мудра ― жест проповеди или поворота колеса учения.
Дхритараштра ― божество-хранитель востока, обычно белого цвета, его атрибутом служит лютня (см. также Локапала).
Идам — божество-хранитель, как отдельного адепта, так и монастыря, особый Будда самбхогакайи (см. Три тела Будды). Созерцание идама и практика отождествления адепта с божеством способствуют достижению просветления.
Йога — особая техника медитации, обеспечивающая вхождение в состояние транса и отключение от любых раздражителей.
Кагьюпа — одна из школ тибетского буддизма, основанная Марпой (1012−1097), состояла из шести ответвлений. Ее политическое влияние начинается со второй половины XIV в. и продолжается до начала XVII в.
Кадампа — одна из школ тибетского буддизма, основанная учеником Атиши Дром Тонпой (1004−1065) в середине XI в. На базе основных положений этой школы возникла гелукпа.
Калачакра ― 1. особое учение тибетского буддизма; 2. астрологическая и астрономическая система, проникшая в Тибет из Индии в XI в.; 3. имя божества.
Канси (1662−1722) — император цинской династии.
Капала — чаша из человеческого черепа, служащая напоминанием об иллюзорности сансарического бытия, символ пустоты.
Карана-мудра ― жест угрозы.
Кармапа ― ответвление школы кагьюпа.
Клеша — моральное осквернение.
Курукула — Красная Тара, богиня, дарующая счастье.
Кэдуб Гэлэг (1358−1438) — один из основных учеников Цзонхавы, с него начинается линия воплощений Панчен-лам.
Лама — учитель, проповедник, от тибетского «bla-ma» (выше нет). По другой версии, «bla» ― трансцендентальная сущность, «ma» — материнская любовь и сострадание. Таким образом, лама ― конечное сознание. Ламы занимали самое высокое место в пантеоне, т.к. они в своих земных воплощениях способствовали распространению буддийского учения.
Локапалы — хранители четырех сторон света.
Лхамо ― одна из трех основных защитников в школе гелугпа и единственное женское божество среди группы восьми дхармапал.
Майтрея ― бодхисаттва и Будда грядущего мирового порядка. Согласно буддийским представлениям обитает на небе Тушита, где ждет своего времени, чтобы родиться в мире людей.
Макара — мифическое водяное чудовище с телом сочетающим признаки разных живущих в воде животных и рыб. Вахана некоторых божеств. Изображается как
представитель водной стихии на спинках тронов. В мандалах — в воротах «дворцов».
Мандала ― 1. космическая модель вселенной; 2. дворец божества. Один из основных сакральных символов в буддийской традиции, представляет собой круг, вписанный в квадрат. Мандалы бывают архитектурные, скульптурные и живописные. В центре мандалы расположено божество или его атрибут. В процессе медитации адепт познает мир через божество-покровителя. Кроме основного божества в мандале может присутствовать и вся его свита. Мандала сориентирована по сторонам света и наделена цветовой символикой: запад — красный — верх; север — зеленый — правая сторона; восток — белый — низ; юг — желтый левая сторона.
Манджушри — бодхисаттва мудрости.
Мантра — слова или слоги на санскрите, представляющие собой определенные заклинания, символизирующие энергии Будды. Длительное повторение мантр практикуется как одна из форм медитации. Мантры также являются средством защиты ума.
Мара — персонификация разрушительных демонических сил; Мара с воинством искушал Шакьямуни в то время, когда Будда был близок к просветлению. Сцены искушения — частый сюжет в буддийском искусстве.
Маричи ― богиня утренней зари.
Махакала ― гневное божество, идам и дхармапала, имеет более семидесяти иконографических форм.
Махамудра — великий символ, великая печать — «система тантрических созерцаний «единения двух [тел]» (тиб. — яб-юм), в дословном переводе — «отец-мать». Все школы тибетского буддизма практиковали эту систему, в которой воплотилась духовная идея единства мужского принципа (упая) метода сострадания и женского (праджня) мудрость.
Махасиддха ― человек, достигший просветления путем йогической практики. Наиболее почитаемы восемьдесят четыре махасиддхи, жившие в Индии в VII в.
Махаяна ― северное направление буддизма, возникшее в I в. н.э. Главная цель ― помочь всем живым существам избавиться от страданий.
Менри ― один из стилей тибетской живописи, возникший в середине XV в. Основателем стиля является Манла Дондуб.
Миларепа (1040−1123) ― знаменитый тибетский поэт и отшельник, ученик Марпы.
Мудра — положение рук, наделенное определенной символикой. Например, «варада-мудра» означает жест, дающий благо, «дхармачакра-мудра» — поворот колеса учения или проповедь и т. д. Их достаточно много, каждый имеет определенную символику.
Нагарджуна (II-III вв.) — основатель философской школы мадхьямика, один из восьми великих учителей Махаяны. По преданию Нагарджуна получил сокровенные знания в царстве нагов. Он изображается с несколькими нагами над головой.
Нагешварараджа — Будда повелитель змей, один из тридцати пяти Будд покаяния.
Наги — змееподобные полубожества.
Намтар — жизнеописание учителя или божества. Намтары составляют особый раздел тибетской литературы.
Нартан — тибетский монастырь, где ксилографическим способом печатали книги. Кроме ксилографических досок для печатания книг, в монастыре вырезали доски, с которых делали изображения на холсте в качестве основы для тангка. Он был основан в 1153 г.
Нирвана — высшая цель буддизма, особое состояние сознания. Нирвана устраняет страдания, освобождает от закона кармы. Нирвана означает высшее запредельное существование духовного бытия.
Новый менри — один из стилей тибетской живописи, возникший в середине XVII в. на основе стиля менри. Самый распространенный стиль в тибетской живописи. Основателем стиля является Чойджин Гьяцо.
Ньингмапа — самая ранняя школа тантрического буддизма, основана Падмасамбхавой в VIII в.
Пагба-лама (1235−1280) ―сакьяский лама, племянник Сакья-пандиты. Он был буддийским учителем-наставником монгольского Хубилай-хана (1215−1294), основателя династии Юань. Пагба-лама в 1268 г. создал квадратное письмо, которое использовалось при написании монголо-китайских документов.
Падмапани — одна из форм бодхисаттвы Авалокитешвары. У него две руки, в левой он держит цветок лотоса.
Падмасамбхава ― знаменитый проповедник, тантрист, маг и мистик, живший VIII в. В Тибете он сумел усмирить демонов религии бон и обратить их в защитников буддизма.
Панчен-лама ― второй лама после Далай-ламы в школе гелукпа. Считается земным воплощением Будды Амитабхи. Линия преемственности насчитывает одиннадцать земных воплощений и восходит к XV в., к одному из учеников Цзонхавы.
Патра — чаша для сбора подаяний, атрибут Будды и многих лам.
Праджня — мудрость. Посредством мудрости можно обрести освобождение от страданий. Праджня персонифицируется в виде женской ипостаси различных божеств.
Праджняпарамита — высшая мудрость, название серии сутр. Персонифицируется также в виде богини, атрибутом которой служит книга.
Пратисара — одна из эманаций Тары, защищает верующих от грехов, болезней и других опасностей.
Прета — житель одного из шести миров (богов, полубогов, людей, животных, прет и ады), вено голодный дух.
Пустота — основополагающее понятие Махаяны, истинная природа всех явлений (как внешних, так и внутренних). Подлинный способ существования вещей — отсутствие внутренне присущей постоянной реальности, обусловленная относительность всех явлений. Постижение пустоты ведет к достижению нирваны.
Пять Будд созерцания — Вайрочана, Амитабха, Акшобхья, Ратнасамбхава и Амогхасиддхи. Каждый из них занимает определенное место в мандале и имеет свой цвет, праджню, бодхисаттву, элемент и функцию.
Ратнасамбхава — один из пяти Будд созерцания, желтого цвета, его руки сложены в жестах: варада-мудра (правая), дхьяна-мудра (левая).
Ратна — буддийская драгоценность. Раху считается планетой, вызывающей солнечные и лунные затмения.
Ринпоче (тиб. — «великая драгоценность») — этот титул в Тибете и Монголии давали ламам, которых считали великими учителями и которые имели свою линию земных воплощений.
Ролби Дордже (1717−1786) — второй пекинский чжанжа-хутухту.
Садхана — специальный текст, в котором описан ритуал призывания божества, его внешнего вида и визуализация.
Сакья — одна из школ тибетского буддизма, основанная в XI в., господствующая секта в Тибете с ХП по Х1V вв.
Сакья-пандита (1182−1251) — одно из воплощений линии панчен-лам, глава школы сакья, земное воплощение бодхисаттвы Манджушри.
Самвара — идам, божество синего цвета, его праджня Ваджраварахи.
Сансара — процесс непрерывных перерождений живых существ в шести мирах. Причиной сансары являются омрачения и карма, ее неотъемлемая часть — различные страдания.
Сарасвати — богиня-покровительница искусств и музыки.
Сиддхи — сверхъестественные способности, такие как преодоление пространства, левитация, магическое превращение в другие существа и т. д.
Ситатапатра — белозонтичная Тара, обязательным ее атрибутом служит зонт. Этот атрибут является символом защиты от зла. Она способна отвращать все виды несчастий, уничтожать вредоносных духов.
Сонцэн Гампо (613(?)-649) — основатель единого тибетского государства.
Ступа — санскритский термин, (кит. — пагода, монг. — субурган). — архитектурное сооружение, имеющее несколько функций: ступы — реликварии; ступы, построенные на памятных местах, связанных с жизнью Будды Шакьямуни; ступы, построенные над погребениями монахов. В разных регионах имеют свою стилистику. Сукхавати -Чистая Земля Будды Амитабхи.
Сукхавативьюха сутра — Изложенная Буддой сутра Амитабхи — это так наз. «Малая» сутра. «Большая сукхавативьюха сутра» «Сутра Амитаюса» — сутры, почитаемые адептами школы Чистой Земли.
Сутра — определенный тип буддийского сочинения. По структуре они представляют собой диалог Будды с одним или несколькими учениками на заданную тему. Существуют два основных вида сутр: в одних описаны деяния Будд и бодхисаттв, а в других анализируется основное понятие —пустотность всех явлений.
Тангка — тибетский живописный свиток, написанный на буддийские сюжеты.
Тантра — особая практика, к которой относится начитывание мантр, построение космограмм — мандал и практика их созерцания и психофизические практики. Также особые тексты.
Тантрические божества ― многорукие и многоликие изображения, основанные на особых текстах-тантрах. Тантрическое направление в индуизме и буддизме сформировалось приблизительно в IV―V вв.
Тара — милостивое женское божество, защитница и покровительница.
Татхагата (так пришедший) — один из синонимов Будды, подчеркивающий его трансцендентальную природу.
Три драгоценности — Будда, дхарма (учение) и сангха (община).
Три направления буддизма — Хинаяна (тхеравада), Махаяна и Ваджраяна.
Три тела Будды — одно из основных понятий в буддийской мифологии. Принцип просветления имеет три уровня: дхармакая (абсолютный), самбхогакая (идеальный) и нирманакая (конкретный). Дхармакая — вневременное и недвойственное состояние, пустота и всепроникающая высшая реальность, духовное тело Будды. Самбхогакая — тело блаженства, в нем пребывают Будды и бодхисаттвы до их воплощения на земле. Нирманакая представляет собой земное тело Будды. Урна — волос между бровями — один из признаков Будды. Ушниша — выступ на макушке Будд.
Утайшань, горный хребет ― считается местом пребывания бодхисаттвы мудрости Манджушри и одной из четырех священных гор Китая.
Ушнишавиджая ― одно из трех божеств долголетия вместе с Белой Тарой и Амитаюсом.
Тхонми Самбхота — создатель тибетской письменности (VII в).
Хаягрива — гневное божество, идам и дхармапала, эманация Будды Акшобхьи.
Хеваджра — идам, основное тантрическое божество в школе сакья.
Хинаяна (Тхеравада) — южное направление буддизма, возникшее в конце IV — начале III в. до н.э. Главная цель — личное спасение адепта достижение им нирваны.
Цзонхава (1357−1419) — реформатор тибетского буддизма, основатель школы гелукпа, земное воплощение бодхисаттвы Манджушри.
Цинская династия (1644−1911) — маньчжурская династия, правившая в Китае.
Чакравартин — «повернувший колесо Закона», универсальный духовный владыка вселенной. В иконографии его символами являются семь сокровищ: колесо — чакра, слон, конь, драгоценность (обычно «пылающая жемчужина»), царица, мудрый министр, полководец.
Чакрасамвара — идам, тантрическое медитативное божество.
Чандракирти — один из восьми великих учителей Махаяны, выдающийся индийский мыслительVII в., буддийский монах, настоятель монастыря Наланда, последователь Нагарджуны и комментатор его работ.
Четыре благородных истины — основа учения Будды: 1. истина о страдании; 2. истина возникновения страдания; 3. истина прекращения страдания; 4. истина пути.
Чистая земля — Будда-кшетра.
Чжанчжа-хутухты — линия воплощений главных придворных лам при дворе цинских императоров.
Читипати — - хозяева кладбищ, два скелета, мужской и женский.
Шакьямуни — последний земной Будда, проповедовавший учение в Северной Индии в V-IV вв. до н.э.
Шамбала — мифическая страна, окруженная высокими снежными горами. Центр учения калачакры.
Шантидэва — один из восьми великих учителей Махаяны, буддийский монах, живший в VIII в., в монастыре Наланда. Автор «Бодхичарьяаватары».
Шарира — реликвии, останки после кремации Будды.
Шесть парамит — запредельные совершенства. Основное содержание духовных практик махаяны: даяние, нравственность, терпение, усердие, медитация, мудрость.
Яб-юм — мистический союз двух божеств, соединение двух основных принципов: мудрости и сострадания, мужского и женского начал. Мужское начало символизирует сострадание, а женское — мудрость. Яб-юм выражает освобождение божества от двойственности человеческой природы.
Яма — божество смерти, относящееся к разряду дхармапал.
Ями — гневное женское божество, сестра-близнец Ямы.
Ямантака — гневная форма бодхисаттвы Манджушри, один из основных идамов. Чаще всего изображается со своей праджней Ваджраветали.
Ярлунгская династия (95 г. до н.э. — 846 г.) ― первая правящая династия в Тибете.

Автор-составитель Елихина Ю.И., к.и.н., ст. н.с. Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций.