Дацан Гунзэчойнэй Иволгинский дацан

Иволгинский дацан

Иволгинский Дацан «Даши Чойнхорлин» является центром буддийской духовной культуры России с 50-х годов XX века. С него начался процесс возрождения буддизма в стране.

Дворец Хамбо Ламы ИтигэловаИволгинский дацан. Храм Хамбо ламы Итигэлова. Источник: сайт буддийского университета «Даши Чойнхорлин»

В конце Великой Отечественной войны по многочисленным просьбам верующих начали открываться храмы, церкви, дацаны. Правительством СССР были приняты определенные решения, которые создали благоприятную возможность для возрождения религии. В 1945 году вышло постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга. По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги был куплен дом, которому придали вид дацана и установили в местности под названием Ошор-Булаг. Верующие, узнав об открытии дацана, стали активно принимать участие в строительстве. Плотники, печники и другие мастера изъявили желание помочь и стали добровольно работать. В архивах сохранился интересный факт, что Дондуков Бадма, 78 лет, пришел, чтобы принять участие в ремонте помещения дацана, преодолев пешком более 30 километров от своего дома. Это говорит о силе веры и крепости духа, которые во все времена являются ценнейшими качествами человека и недооцениваются сегодня. Многие жители приносили продукты, чтобы поддержать строителей. Жители села Баянгол активно жертвовали деньги и вещи.

12 декабря 1945 года во главе с гэбшэ Галсаном Хайдубом был проведен первый Сахюусан хурал. В феврале 1946 года новогодние богослужения «Сагаалганай хурал» прошли по всем канонам религиозно-обрядового ритуала. Это был счастливый момент и начало возрождения духовной культуры буддизма в России.

Интересен факт паломничества на новогодний хурал в эти годы: в 1946 году Сагаалганай хурал собрал 1000 паломников, в следующем году — 3000 человек, затем снова 1000, и, наконец, сведения за 1949 год говорят о полутора тысячах верующих, многие из которых были в пожилом возрасте и, несмотря на это, приходили пешком за десятки километров.

21−23 мая 1946 года в Улан-Удэ проходило совещание представителей верующих буддистов и лам БМАССР, Читинской, Иркутской областей и Тувинской автономной области. Совещание обсудило и утвердило положение о ламаистском духовенстве и избрало Временное Центральное Духовное Управление буддистов (ВЦДУБ). Членами ВЦДУБ были избраны: лама Лубсан Нима Дармаев, ламы Дагба Доржиев, Ринчин Жамьянов, Самбу Жигмитов, Хайдуп Галсанов, гэбши лама Хомушку Амурта и Шагдар Тарасунов. Председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов — Пандито Хамбо ламой — был избран Лубсан Нима Дармаев.

Так был учрежден новый буддийский религиозный центр в 38 километрах от Улан-Удэ — Иволгинский дацан, являющийся и резиденцией Пандито Хамбо ламы.

Современному человеку сложно представить, в какое трудное время происходили эти события: в те послевоенные годы страна только начинала подниматься после тяжелейшего ущерба, нанесенного ей войной. В такой период строительство дацана и возрождение буддизма было действительно духовным подвигом. Бурятские ламы, пережившие тяжесть лагерей и ссылок, выжили, вернулись и возродили традиции духовного развития.

В 1947 году было решено перенести дуган на новое место. Из архивных сведений можно узнать, что была выделена одна лошадь для перевозки и доставки строительных материалов. В течение полугода был поставлен дуган и к нему новая пристройка длиной 14 метров и шириной 7 метров. В 1948 году был достроен бунхан (второй этаж) и добжон дуган.

В ноябре 1948 года Пандито Хамбо Лама Дармаев привез из Закамны позолоченный ганжир, хорло с двумя ланями, и они были торжественно установлены на новый дацан.

Стали проводить четыре больших молебна при участии всех зарегистрированных лам, которые приезжали из своих аймаков. В этот период было 14 лам-гелонгов (монахов, взявших более 220 обетов).

В 1951 году официально выделили землю для строительства монастырского комплекса. Построили 6 жилых домов для лам, вырыли колодец — так решили проблему отсутствия воды. Помимо строительных работ, налаживалась и внутренняя жизнь дацана, религиозно-обрядовая часть деятельности. Дацан нуждался в кадрах — у многих пожилых лам после лагерей и ссылок было серьезно подорвано здоровье, а те, кто мог работать, должны были пройти строжайшую проверку и контроль. В связи с нехваткой штатных лам, Хамбо ламой был поставлен вопрос об открытии школы хуварачества. Невзирая на все трудности, удалось заложить основу по возрождению буддизма в СССР.

В 1956 году на пост председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы (из-за преклонного возраста Хамбо ламы Л-Н. Дармаева) избирается Габжа лама Тамчинского дацана Еши-Доржи Шарапов. За шесть лет работы Пандито Хамбо лама Шарапов установил международные связи с буддийскими организациями Юго-Восточной Азии. В ноябре 1956 года делегация буддистов СССР во главе с Пандито Хамбо Ламой Е-Д. Шараповым приняла участие в четвертой Всемирной конференции буддистов в Катманду (Непал), на которой присутствовало более 300 делегатов из Европы и США.

Иволгинский дацан, Малый храм, 1958 г. Фото из книги «Буддизм в истории
и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри.

В 1960 году в Бурятию прибыл вице-президент Всемирного братства буддистов Г-н Бхикху Амритананда. Кроме того, устанавливались и контакты с буддийскими организациями таких стран, как Камбоджа, Бирма, Цейлон. Везде советская делегация была принята с большим вниманием и искренним интересом — главы государств лично сопровождали советских гостей.

В 1962 году численность лам Иволгинского дацана увеличилась до 26 служителей. Из архивных записей следует, что лам в возрасте 70 лет и старше было 15 человек, 6 лам были в возрасте от 60 до 70 лет, и самым молодым был один 46-летний лама.

По сведениям на 1963 год, регулярно проводились 6 хуралов: Сагаалган (февраль), Дуйнхор (май), Гандан (июнь), Майдар (июль), Найдан (ноябрь), Зула (декабрь).

Постепенно, благодаря искреннему служению лам, повышался авторитет буддийского учения среди населения. Благодаря дальновидности, дипломатии и такту Пандито Хамбо Ламы Е-Д. Шарапова укреплялись связи со всеми буддийскими странами Юго-Восточной Азии.

В 1963 году пост председателя ЦДУБ и Пандито Хамбо ламы был избран Дид Хамбо лама Иволгинского дацана Жамбал-Доржи Гомбоев, который оставался на посту до 1984 года. За двадцать лет им была проведена обширная деятельность по восстановлению авторитета буддийской Сангхи не только в СССР, но и за рубежом. В 1968 году Бурятию снова посетил Випуласара Тхеро (1925−2000), буддийский монах традиции тхеравада из Шри-Ланки, именитый художник и скульптор, ставший известным благодаря своим работам, изображавшим Будду — в СССР была организована его выставка в 1961 году. Также в 1968 году СССР посетил король княжества Сикким — Балдан- Дондок Намжил с королевой.

За годы правления Хамбо ламы Гомбоева был отстроен монастырский комплекс в Иволгинском дацане. В 1970-м построен восьмистенный круглый Соборный Цогчен дуган; в 1972 поставили главный Соборный храм Цогчен дуган, а восьмистенный был преобразован в Деважин Сумэ. Новое здание Иволгинского дацана было открыто 11 февраля 1972 года. Строительство, будучи начатым в 1970 году, осуществлялось без сметы и проекта, а только по эскизу. За короткое время был возведен трехэтажный корпус зда­ния, а строительство подсобных помещений велось параллельно (котельная, водонапорная башня и гараж). Всем процессом стройки руководил опыт­ный прораб, 70-летний пенсионер из аймака, бывший лама Тамчинского дацана, Лубсанов Ойдоп Намсараевич. Строительство велось силами верующих, стариков, строителей из разных аймаков республики, трудившихся без оплаты. Деревянный корпус дацана снаружи был имитирован под белый кирпич, а купол и верхние углы украсили золоченые культовые фигуры: ганджир, жалсан, хорло с ланями.

Во время строительства нового Цогчен-дугана, 1971 г. Фото из книги Буддизм
в истории и культуре бутят". Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри.

На церемонии открытия глава монгольских буддистов Пандито Хамбо лама Гомбоев привез в дар дацану статую Будды Майтрейи и две статуи Бодхисаттв, которые в тот же день были установлены на почетном месте в алтаре. Состоялась церемония освящения нового дацана и статуи Будды.

В феврале 1976 года главный Цогчен дуган был уничтожен пожаром, однако к ноябрю того же года его возвели заново. За последующие годы были построены учебный корпус Буддийского университета, двухэтажная гостиница, Ступа «8 Будд медицины», Сахюусан Сумэ (малый храм, посвященный Защитникам учения Будды), 4 больших молитвенных барабана. Внутренняя жизнь дацана проходила по строго установленному распорядку, у духовенства соблюдалась дисциплина и жесткий контроль. Нарушившие правила изгонялись из дацана согласно уставу. Хамбо ламой и Дид хамбо проводились занятия по буддийской философии 2−3 раза в неделю, на которых обязательно присутствовали все ламы дацана.

В период с 1979 по 1992 годы Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Республику пять раз. «Единственное средство от ненависти и зла — сострадание и прощение» — таким был лейтмотив его обращения к советским буддистам во время последнего визита в Бурятию.

Визит Его Святейшества Далай-ламы XIV в Бурятию. Фото из книги «Буддизм в истории
и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри.

С 1989 года на основе договоренности с Далай-ламой XIV появляется возможность для обучения бурятских лам в Индии, в крупнейшем монастыре-университете Дрепунг Гоман Дацане. С тех пор это стало традицией, и делегации из Дрепунг Гоман Дацана регулярно приезжают в Россию с учениями, в том числе в Петербургский Дацан Гунзэчойнэй по приглашению ширээтэ-ламы Буды Бальжиевича Бадмаева.

Предшественником Дамбы Аюшеева на посту Хамбо ламы в 1984—1989 годах был избран Дид Хамбо лама Жимба-Жамсо Эрдынеев. При нем было продолжено укрепление международных отношений с буддистами всего мира.

Хамбо лама Ж.Д. Гомбоев передает свои полномочия Ж.Ж. Эрдынееву, 1982 г. Фото из книги
«Буддизм в истории и культуре бутят». Коллективная монография под ред. И. Р. Гарри

В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт тогда еще институт «Даши Чойнхорлин». Его деятельность направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 года университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева — Первого Пандито Хамбо ламы.

Иволгинский дацан. Источник: сайт буддийского университета «Даши Чойнхорлин»

В 1995 году на пост Пандито Хамбо ламы был избран Дамба Бадмаевич Аюшеев, который, благодаря энергии, мудрости и дальновидности смог объединить буддистов России, реализовать на практике учение Будды через многие конкретные проекты, повысившие уровень жизни жителей Республики. Была открыта Агинская Буддийская Академия, а Буддийский институт «Даши Чойнхорлин» получил статус Университета и 16 июня 1999 года обрел лицензию высшего учебного заведения; Дамба Аюшеев восстановил и вернул к активной жизнедеятельности все дацаны и дуганы Забайкалья.

Сейчас в дацане проводятся хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов — и другие обряды, помогающие верующим и защищающие их от различных негативных сил. Иволгинский дацан заслуженно является центром буддизма России, притягивающим множество паломников со всего мира: из Европы, Японии, Индии, США, Латинской Америки и других стран и континентов.

Праздики сегодня в Иволгинском дацане. Источник: сайт буддийского университета «Даши Чойнхорлин»