Дацан Гунзэчойнэй Цугольский дацан

Цугольский дацан

История старейшего буддийского монастыря в Забайкалье.

Цугольский дацан. Источник: Сообщество Цугольского дацана «Даши Чойпэллинг» в «ВКонтакте»

История Дацана ведет начало с 1800 года, когда три бурятских рода — галзут, зуун-харгана и зуун-хуасай — ходатайствовали об основании собственного дацана. В качестве причины они назвали удалённость своих кочевий от приходского Агинского дацана и попросили разрешение на строительство кумирни. Место было определено на пологом южном склоне холма, возвышающимся над широкой поймой реки Онон и устьем реки Цугол, откуда дацан и получил своё название. В официальном списке «Ламайских дацанов Восточной Сибири» время основания Цугольского дацана датируется 1801-м годом. В 1827 году было начато сооружение деревянного здания главного дугана и четырех малых сумэ. Строительство трехэтажного деревянного здания Цогчен дугана длилось с 1831-го по 1836-й годы. По окончании строительства был совершён ритуал освящения: во время его «устраивали молебствия свыше двухсот лам, собралось и молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество». Цугольский дацан получил название «Даши Чойпэллинг» (Страна преумножения Учения Счастья). Хранителем его был определён Чойжил — бог закона и справедливости, владыка загробной жизни.

К 1840 году монастырский комплекс состоял из деревянного главного храма, четырёх малых храмов и нескольких жилых домов лам. По данным 1853 года в комплексе числились сумэ Майдари, Дымчок, Гунрик и Найдан. Мощный импульс к дальнейшему росту Цугольский дацан получил после того, как «зайсаны (титул родового главы) ближайших окрестностей Онона, Цугола и Аги Т. Тобоев и Х. Лубсанов устроили совещание с народом и когда они попросили Пандито Хамбо ламу забайкальских буддистов о присылке ламы… По приказу пожаловал шанзодба (старейший и опытнейший лама) Худунского дацана — Лубсан Лхундуб Дандаров», именуемый в летописи основателем дацана. Один из великих учеников Л.Л. Дандарова Лубсан Чойбсан лама открыл здесь буддийскую школу (чойра), которая послужила основой для создания таких же в других бурятских дацанах. В 1865 году было начато строительство каменного дацана, завершилось оно в 1868 году. После пожара 1887 года последовали восстановительные работы, и Цогчен дуган приобрёл вид, который дошёл до наших дней.

Цугольский дацан вошёл в число наиболее значительных монастырей Забайкалья. Он был не только религиозным центром, но и центром общественной и культурной жизни на обширной территории. Внутри монастыря изучали различные дисциплины: основы буддизма, тибетский и монгольский языки, географию, медицину, астрологию, философию. Именно Цугольскому дацану принадлежит приоритет в развитии направлений школ богословия, цаннита и тибетской медицины — манба.

Цугольский дацан приобрёл славу первого по учёности среди бурятских монастырей и конкурировал даже с Агинским дацаном. Ламы, прошедшие курс философии в Цаннид дацане Цугольского монастыря, впоследствии основали философско-логические школы в других дацанах. Большую известность получил медицинский факультет. Знаменитый «Атлас тибетской медицины» был привезён ламами Цугольского дацана из Тибета в конце XIX века и использовался как учебное пособие на медицинском факультете. Известно о существовании только ещё одного полного комплекта «Атласа», а Цугольский ныне хранится в фондах музея истории Бурятии в городе Улан-Удэ.

К началу XX века Цугольский дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного соборного храма и десяти дуганов. Главный соборный храм — Цогчен дуган — одна из вершин архитектурного мастерства бурятских зодчих. Украшением и отличительной особенностью фасада храма стала ажурная чугунная лестница, отлитая на Петровском заводе. Руководил строительством лама Чоглай Чанзава. Среди дуганов выделялся второй по величине — Цаннид дуган со своеобразной крышей и с внутренними водостоками, — сумэ Майдари, где находилась бронзовая четырехсаженная скульптура Майдари, сумэ Манба, посвящённый медицине, в нем хранился один из редчайших экземпляров атласа тибетской медицины, сумэ Аюшин, сумэ Дэмчик, а также родовые дуганы: галзут, баруун и зуун харгана, баруун и зуун хуасай, дом Ганжирва-Гэгэна.

На территории дацана находились больница, типография, были построены склады для ламской парадной одежды и помещения для фигур слона и лошади, которые располагались по обе стороны входных ворот (главных южных), фактически являясь их частью, большие молитвенные барабаны хурдэ. Было возведено одиннадцать субурганов. Мани (мантры, вложенные внутрь молитвенного барабана) для хурдэ были отпечатаны в Санкт-Петербурге по заказу известного востоковеда П.Л. Шиллинга в благодарность ламам (Шиллинг был изобретателем телеграфа, русским дипломатом, историком-востоковедом, участником научной экспедиции в Восточную Сибирь (1830 — 1832), создателем ценной коллекции тибето-монгольских литературных памятников).

Вокруг монастыря образовался посёлок, который состоял в основном из лам, их насчитывалось более 1500 человек. Ко времени закрытия дацана в 1934 году, комплекс насчитывал около двадцати основных и вспомогательных построек. До сегодняшнего дня монастырь дошёл со значительными утратами.

Выдающиеся учителя — Лубсан Лхундуб Дандаров (1781 — 1859) и его ученики, в числе которых Галсан Жимба Дылгиров (1816 — 1872), Галсан Жимба Тугулдуров (1815 — 1872) — стали наиболее известными представителями бурятского буддийского духовенства. В результате деятельности досточтимого Л.Л. Дандарова Цугольский дацан превратился в один из наиболее крупных и прославленных учебных центров Забайкалья. Именно в эти дни годы здесь было начато книгопечатание, комплектовалась библиотека. Л.Л. Дандаров активно занимался медициной и астрологией, много переводил. Один из талантливых учеников Л.Л. Дандарова Галсан Жимба Дылгиров с 1857 года был вторым настоятелем Цугольского дацана. Он прославился своими многочисленными трудами, комментариями и переводами крупных буддийских сочинений с тибетского на монгольский язык.

В Цугольском дацане освоил астрологию и тибетскую медицину и был удостоен духовного знания гэбши Намнанай Шагдар. Он родился у горы Хан-уула около озера Жаранай и стал известен как настоящий йогин. Досточтимый Намнанай Шагдар три года провел отшельником в горах Уронайского хребта, затем отправился на Алханай в священную обитель божественных существ. В 1871 году Намнанай Шагдар был в составе делегации бурятских нойонов, навестивших русского императора Александра III. В 1877 году он пешком отправился из Цугольского дацана вместе с двумя учениками в Тибет. Одного из них звали Агван Лубсан Доржиев. Намнанай багша дважды посетил в Китае пятиглавую гору Утайшань — резиденцию бога Манджушри, также известную многочисленными школами внутренних направлений китайских боевых искусств. По приглашению Пандито Хамбо ламы и настоятелей дацанов он проводил молебны в дацанах Бурятии, освящал дацан аларских бурят в Иркутской области. После смерти Намнанай багши стараниями Гэлэг Лудупа ламы около сумэ Майдари была воздвигнута позолоченная ступа, уничтоженная в 30-е годы.

В 1988 году Цугольский дацан был возвращён буддийской общине. Настоятелем был назначен Жимба-Жамсо Цыбенов. Также рядом с ним у истоков возрождения дацана трудились бывшие хувараки Цугольского дацана Бато лама и Даба-Самбу лама.

Досточтимый Жимба Жамсо Цыбенов вошел в плеяду замечательных бурятских учителей, еще успевших получить в 20-е годы основы классического буддийского образования. Его имя означает «Океан щедрости». Жимба Жамсо Цыбенов получил образование в Тарбагатайском и Агинском дацанах, затем — степень гэбшэ в Брайбун хиид в Монголии, продолжил учебу в монастыре Гандан, где изучал тантру, тибетскую медицину и буддийскую живопись.

В 1934 году Жимба Жамсо Цыбенов был арестован в ходе репрессий против духовенства и осужден на десять лет, отбывал срок в Коми АССР. Через пять лет он был освобожден и жил на поселении в Томске, затем служил в армии. В 1953 году Жимба Жамсо Цыбенов переселился в поселок Дарасун Читинской области. После выхода на пенсию он был приглашен консультантом по тибетской медицине в Бурятский институт общественных наук БФ РАН СССР. В 1988-м досточтимый Жимба Жамсо Цыбенов был приглашен настоятелем Ленинградского дацана, но в связи с возвращением Цугольского дацана верующим он остался руководить его восстановлением.

В начале 90-х годов в Цугольский дацан вернулись учителя из Шэнэхэна (Китай), которые в 30-е годы были вынуждены покинуть Забайкалье. Из Москвы в Цугол приехал цанит багша Гэлэг Балбар лама, который родился в 1926 году в селе Зугалай. Вместе с родными с 1929 года Балбар лама проживал в Шэнэхэне. В шэнэхэнском дацане «Дамба Даржалинг» он изучал цаннит, чойру, медицину. До 1966 года досточтимый Балбар лама служил в Шэнэхэнском дацане, а в 1990-м приехал в Бурятию. В 2006 году вместе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым и Санжайжап ламой, соржо ламой Иволгинского дацана, он стал гэбшэ — профессором буддийской философии.

1 ноября 2006 года ширээтэ Цугольского дацана был избран и утвержден Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым Алдар лама Шойнхоров, родившийся в 1976 году в селе Кусочи Могойтуйского района Читинской области.

Сегодня идет активный процесс реставрации дацана. Чтобы ее завершить необходимо около 200 млн рублей. Руководство работает с Министерством культуры РФ по включению комплекса Цугольского дацана в программу реставрации объектов культурного наследия. Еще в ноябре 2017 года депутат Госдумы, народный артист СССР Иосиф Кобзон предложил предусмотреть в федеральном бюджете на 2018 год выделение 123 млн рублей на реставрацию Цугольского дацана. Комитет Госдумы по культуре тогда поддержал это предложение. Мы надеемся, что и в будущем Цугольский дацан — источник Учения Будды — будет получать должное внимание, чтобы продолжать приносить пользу всем людям.