Дацан Гунзэчойнэй Анинский дацан

Анинский дацан

Официальная дата основания Анинского дацана указана в хронике летописца В. Юмсунова, который сообщает, что «из дерева был выстроен дацан „Гандан Шаддублинг“ в 1795 году тайшей Иринцеевым на собственные средства». В звании настоятеля в то время состоял выходец из Монголии Дархан Нансу Ринчинов, а штат был укомплектован из нескольких высокоученых бурятских лам. Для проведения важнейших хуралов в дацан приезжал ширээтэ лама Худунского дацана.

Анинский дацан. Источник: ВизитБурятия. рф

Зимой 1811 года, согласно летописи хоринских бурят, деревянный дацан сгорел, и, с утверждения Восточно-Сибирского генерал-губернатора, был отстроен заново — теперь уже из камня, а позже украшен на добровольные приношения верующих меценатов и прихожан на сумму свыше 25 тысяч рублей. Сам факт строительства фундаментального каменного храма свидетельствует о благосостоянии и возможностях народа, вкладывающего финансовые средства именно в сферу духовного развития и исконной культуры.

Анинский дацан среди известных буддийских храмов был первым, выполненным в камне. Этот уникальный памятник архитектуры отражает поиск, взаимодействие и взаимовлияние строительных и художественных культур представителей различных народов, принявших участие в его создании. В его архитектуре зодчие воплощали космологическую символику буддийской идеи Мандалы. «Идея мандала-космоса, космической вездесущности Будды, занесенная в Бурятию в виде иконографических изображений караванными тропами, послужила творческим импульсом для самостоятельного создания местными народными мастерами архитектуры нового типа — бурятского буддийского храма второй половины XVII — первой половины XIX веков. Это творческое достижение сравнительно малочисленного народа тем более значительно, если учесть почти полное отсутствие здесь архитектурно-строительных традиций в прошлом», — к такому выводу приходит Людвиг Карлович Минерт (1920 — 2003), советский архитектор, художник, исследователь архитектуры Бурятии, архитектор Дома Радио, Министерства внутрен­них дел и других зданий в Улан-Удэ.

Анинский дацан. Гравюра 1880-х годов. Источник: Википедия

В 1878 году анинцы получили разрешение на восстановление особенно важного для комплекса Дуйнхор дугана, где проводился хурал Дуйнхор, посвященный памяти легендарного события, когда Будда Шакьямуни впервые начал проповедовать учение Калачакра-тантры. В бурятских дацанах сумэ Дуйнхор было представлено всего в семи дацанах: в Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Анинском, Зугалайском и Хужиртайском — в них проводился мистический Цам Дуйнхор.

Содержание Цама, буддийской религиозной мистерии, заключается в представлении грозных божеств и покровителей буддизма, а также в изображении их борьбы с духами, препятствующими учению. Цам, хотя и своего рода театральное представление, но, тем не менее, в первую очередь священный религиозный обряд, мистерия, ставящая себе целью не только поучать зрителей, напоминая им о непостоянстве всего сущего и о разных таинственных силах, но и помогать им войти в особое мистическое единение с этими силами. В Анинском дацане мистерия Калачакры появилась примерно в 1907—1908 годах, и впоследствии Цам совершался в тот день, в который впервые было введено его служение.

В 1922 году экспедиция по изучению дацанов в Забайкалье отметила, что этот новый Чойра дуган, построенный Агваном Доржиевым, сооружен у самой горы на расстоянии приблизительно 100 саженей от главного храма. Стиль — чисто тибетский. Начало его постройки совпало с началом революции. Закончена постройка в 1924 году. Впереди дацана были посажены деревья, обещавшие в будущем стать хорошим садом. Деревья эти поливались специально проведенными водосточными желобками, соединенными с небольшой речушкой, протекающей позади храма в одной версте от него. «Все это — большой и красивый сад, длинная лента желобков, продуманность и забота о пользе для людей — заставляет думать о высокой нравственной, хозяйственной и технической организации лам, объединенных вокруг дацана», — сделали вывод участники экспедиции.

Что касается описываемых выше деревьев, то, вероятно, это предполагало священную рощу, берущую начало от древних буддийских монастырей. В практике бурятских дацанов, таких как Агинский, Цугольский и Зугалайский, это явление отразилось еще в середине прошлого столетия. Так в Индии с зарождением буддизма началось создание садов при монастырях: «Найдено много стилизованных изображений растений и деревьев одной и той же сцены: за оградой стоит дерево, а вокруг люди с дарами. Каждое дерево было посвящено одному из множества Будд». Во всех буддийских странах особо культивируется дерево бодхи, под сенью которого Сиддхарта Гаутама достиг Просветления. В Анинском дацане, как и в Агинском, Цугольском и Зугалайском, священная роща служила своего рода открытым залом, куда с наступлением сумерек под кроны деревьев выходили ламы для прочтения и заучивания молитв, там же проводились диспуты и ритуалы.

Следует сказать и о Барай-сумэ — типографии Анинского дацана. Дацаны всегда стремились иметь собственные типографии для печати изданий, в которых бы запечатлевались и сохранялись знания лам, которые в будущем можно было передавать следующим поколениям, сохраняя и развивая понимание Учения Будды для всех ищущих Пробуждения.

Говоря об истории Анинского дацана, нельзя не рассказать о том, что среди джудских школ бурятских дацанов только в Анинской школе Джуд была «бродячая школа-гонуд». Это интересное явление, и вот что нам довелось узнать о нем.

Согласно рассказу Цымпилова Р.Ц., инициатором открытия бродячей школы-гонуд при Джуд-дацане (тантрический дацан) был Гушик лама Агван Доржиев, что сыграло немаловажную роль в утверждении и уважении к этой школе. В школе-гонуд служили ламы из пяти хоринских дацанов. Проводили служение Хату-тарин хурала (дословно переводится как «сложная, тяжелая мантра») свыше 100 лам, которые в течение года по ходу движения солнца должны были проходить пешком по дацанам такой же круг. Службу гонуд-ламы начинали до восхода солнца, ночевали в хурдунэй сумэ в сидячем положении, имели право только один раз в сутки питаться, не могли снимать одежду в течении месяца. В эту школу, по словам Цымпилова Р.Ц., попадали только сильные духом, волей и телом ламы, так как были и те, кто боялся жесткой дисциплины, аскетического образа жизни и имел привязанности к преходящим мирским удовольствиям. Начиная службу с Анинского дацана, эти ламы продолжали хурал в Эгитуйском, затем в Чесанском дацане, после в Кижингинском и Челутайском. Каждый приход гонуд-лам в перечисленные дацаны сопровождался большим притоком прихожан. На следующий год круг повторялся заново. По описанию А.М. Поздеева, посетившего дацан в 1909 году, полный состав бродячей школы-гонуд был в количестве 88 человек, которые и совершали Ярнай хурал. «Помещались они во дворе хурдунэй сумэ, согласно требованию хурала, не выходя за кумиренную ограду и проводя всю ночь в кумирне. По установленному обычаю, ламы эти по окончании Ярнай хурала должны были оставаться на зимовку в этом же дацане, а следующей весною предпринимали новый путь через Ацагатский и Чесанский в Эгитуйский дацан, где опять совершали Ярнай хурал и затем проводили зиму 1910−1911 года», — вспоминал А.М. Поздеев.

Субурганы Анинского дацана. Источник: http://www.horlib.narod.ru/

Что касается современной истории Анинского дацана, то с 1990-х годов ведется его восстановление. Вокруг дацана возведено 108 субурганов — хранилищ 108 семей хоринских бурят. Освящение их было проведено в 2011 году и приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория Анинского дацана занимает 9 гектаров, она будет разделена на 9 участков, символизирующих Девять Драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов. В настоящее время введен график дежурств в Дацане, где, что интересно, наряду с ламами, делят ответственность за восстановление храма и люди из самых разных уголков района, а в списке дежурств организаций числятся администрация, налоговая инспекция, отделение банка, электросети и другие организации, сотрудники которых приходят и за свой счет добровольно кормят лам, хувараков и прихожан-паломников из других сел. Ежегодно в Дацане проводятся шесть больших хуралов: Сагаалганай хурал, Дуйнхор, Дончод, Майдар, Лхабаб дуйсэн, Зула хурал и ежемесячные — Отошо хурал, Ламчог Нинбо, Мандал Шива.

Каждый из жителей вносит свой добровольный вклад в развитие и процветание Сангхи. Будда сказал: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус соли, так и мое учение имеет лишь один вкус спасения». Можно сказать, что верующие и все, кто проявляет интерес к учению Будды, так или иначе находятся на своем пути к постижению этого вкуса — вкуса Пробуждения и истинной свободы от ограниченного, эгоистичного и потому полного страданий существования.

Внутреннее убранство Анинского дацана. За статуей Будды размещено изображение Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова