Дацан Гунзэчойнэй Агинский дацан

Агинский дацан

Об истории Агинского дацана на страницах газеты «Традиционная Сангха России» рассказал лама-астролог Дацана Гунзэчойнэй Лосал Жамсо (Баир Бальжинимаев).


Источник фото: официальный сайт Агинского дацана

«Строительство Агинского дацана (входит в Традиционную Сангху России), монастырско-образовательного комплекса тибетской традиции Гелуг, началось в 1811 году. В первой половине XIX века дацаны появились во всех этнографических районах Бурятии. У агинских бурят было построено два дацана — Цугольский (1801) и Агинский (1811). Для строительства храма были приглашены русские мастера — каменщики и плотники, построившие до этого Согчен дуган в Анинском дацане. После окончания строительства в 1816 году агинские буряты приглашают на «Рамна» — освящение дугана — Ринчин ламу, ширээтэ (настоятеля) Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг» из Джидинского района Республики Бурятия. Ринчин лама освящает дацан и дает ему измененное название Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг» — «Дэчен Лхундублинг», что переводится как «Обитель спонтанной реализации великого блаженства».

В те времена большинство лам обучались в знаменитом тибетском монастыре Лавран провинции Амдо (на северо-восточной окраине Тибета). До середины XIX века систематическое философское и тантрическое образование получить в бурятских дацанах не было возможности, и за знаниями ламы отправлялись в соседние Тибет и Монголию. Традиции классического по своему образовательному содержанию монастыря Лавран оказали исключительно положительное влияние на формирование и развитие собственной образовательной системы в Цугольском и Агинском дацанах. «Изучение цаннида в Лавране было самым обширным: ламы вели свои состязания в искусстве диспута дома, на улицах, в степи — словом, где бы они ни сошлись» — пишет российский востоковед, доктор монгольской и калмыцкой словесности А. М. Позднеев в книге «Очерки быта буддийских монастырей». Программа обучения на факультетах тибетского монастыря стала образцом для большинства школ провинции Амдо, Монголии и Бурятии — именно в Лавране было обнаружено официально признанное землячество бурят.

В 1858 году начинается новый период развития дацана: Агинской степной думой избирается тайша (старейшина) Тугулдур Тобоев из рода хуасай, а на пост ширээтэ дацана избирается сын Тугулдура Тобоева, Галсан-Жимба Тугулдуров. В результате этого влиятельного тандема в 1861 году в дацане открывается школа цаннид — философский факультет. С открытием философского факультета в Агинском дацане обучение философии становится обязательным для всех лам.

При ширээтэ Г.-Ж. Тугулдурове в начале 1860-х годов была учреждена монастырская книгопечатня, которая со временем стала признанным центром издательской деятельности Забайкалья. За время ее существования была издана практически вся необходимая для изучения и обучения в монастырях каноническая учебная литература по богословским дисциплинам (философии, логике, астрономии, астрологии, тантре, винае, тибетской медицине), а также обрядовая литература, используемая во время проведения хуралов и разных ритуалов. Печатные книги — ксилографы, изданные в дацанской типографии, — были признаны лучшими по качеству печати, четкости и красоте, они до сих пор являются особой ценностью во многих востоковедных библиотеках мира.

По приглашению ширээтэ Тугулдурова в Цугол прибыл большой знаток медицины и авторитетный монгольский врач (эмчи-лама) Чой-манрамба. Он обучил бурятских монахов искусству ведения богослужений, посвященных медицинскому Будде — Бхайшаджья­гуру, — и проведению всевозможных медицинских ритуалов, направленных на исцеление больных, страдающих тем или иным недугом. Цугольская медицинская школа явилась первой в цепочке манба-дацанов в Забайкалье, впоследствии по ее модели стали открываться медицинские факультеты в других географических зонах этнической Бурятии.

При VII-м ширээтэ ламе, Лубсан Доржи Данжинове, избранном в 1876 году, открываются новые школы. Ензон-багша вместе со своим родным младшим братом Ринчин-Самбу Данжиновым (эмчи-багша) открывает в 1884 году факультет тибетской медицины, где учебный процесс строится по аналогу учебной программы Цугольского манба-дацана. В 1895 г. в Агинском дацане строится новый Манба-дацан, его настоятелем становится Ринчин-Самбу Данжинов. Эмчи-багша составил рецептурные справочники с целью заменить импортное лекарственное сырье растительного происхождения аналогичными ингредиентами из забайкальской флоры, сделав тем самым тибетскую медицину доступной для всех слоев населения независимо их от благосостояния.

В 1880 году был открыт факультет Тантры, в 1906 году — факультет Калачакры, Дуйнхор дацан. Габжа лама Лубсан Бальжир написал в 1908 году универсальный астрологический трактат «Онцар Шелжи Мелон» — «Прекрасное хрустальное зерцало». Этот трактат используется современными ламами Монголии и России для своих астрологических вычислений — зурхай.

Рубеж XIX-XX веков называют пиком расцвета Агинского дацана. Воздвигается статуя Майдари (Майтрейи, Будды будущего), построены все необходимые культовые сооружения. Общий образовательный уровень Агинского дацана не уступает ведущим монастырям Тибета, Монголии, Бурятии. Ведется издательская и переводческая деятельность, с бурным строительством дуганов получило развитие бурятское зодчество и каноническая архитектура.

Реставрация и закладка шун статуи Будды Майтреи, 2014 год

Раскол, произошедший в российском обществе в начале XX веков, коснулся и Агинского дацана. В Агинском дацане наряду с ламами, жившими по старым традициям монастыря Лавран, возникает «обновленческое» движение. В связи с этим буддийским духовенством Агинского дацана в 1927 году было принято решение о возведении на территории Согчен дугана большого 22-метрового субургана «Юмдун Чодэн», что в переводе значит «Побуждающий к примирению», чтобы способствовать устранению разногласий.

В начале XX века начались гонения, аресты и ссылки, почти всех лам репрессировали, а дацан был закрыт. Линия преемственности была прервана. В конце 1930-х годов здания дацана были частично разрушены, а оставшиеся целыми использовали в светских целях. Среди изначально возведенных дуганов сохранились три: Диважин дуган (рай Будды Амитабхи), главный соборный храм Согчен дуган и тантрический Джуд дуган. Предметы культа и религиозного искусства, изъятые из Агинского дацана, были отправлены в музеи Москвы и Ленинграда. В 1940 году в дацане была временно размещена воинская часть. Начало послевоенной деятельности дацана относится к февралю 1947 года, а датой регистрации в Москве является 1 апреля 1946 года.

Агинский дацан в XX веке. Источник: официальный сайт Агинского дацана

Инициатором создания современного образовательного центра Агинского дацана явился Бабу-лама (Владимир Лхамаевич Чимитдоржиев). Он много лет проработал ректором Агинской Академии. В свое время он стал послушником, принятым ламой Жимба-Жамсо Цыбеновым, великим ламой Бурятии. Бабу-лама закончил тот же Буддийский институт, что и нынешний Пандито Хамбо лама — Институт имени Занабазара (Улан-Батор, Монголия). По его инициативе в 1993 году и с одобрения Малого совета Агинского Окружного Исполнительного Комитета была открыта Школа тибетской медицины, в продолжение образовательных традиций Агинского дацана. В сентябре этого же года были приняты первые 56 учащихся по двум направлениям: тибетская медицина и буддийская философия. Студентам факультета тибетской медицины преподавал специалист из Внутренней Монголии Дашицыренэ Жамбал. В 1994 году Школа тибетской медицины была признана филиалом Института тибетской медицины и астрологии (Институт «Мен-ци-кханг» в городе Дхарамсала, Индия). Сразу же были отправлены учителя из Дхарамсалы: Рабжамба Калсанг Дхондуп, преподаватель тибетского языка, начал работать в Академии с июня 1993 года. Философию преподавал тогда геше-лхарамба Донам Багша, один из учеников знаменитого Кенсура Агван Нимы, великого бурятского ламы, настоятеля Гоман Дацана. Первый выпуск Академии в 1998 году насчитывал 15 человек буддийских богословов.

Если говорить о личном опыте, то в Агинскую Академию я поступил в 2008 году, мне было тогда 29 лет. Мой отец очень сильно заболел в то время, и я, видя его страдания, ощутил внутреннее стремление изучать буддизм. Позже, в октябре 2008 года, записался в послушники, начал жить при Дацане. Поэтому моя жизнь, можно сказать, делится на периоды до дацана и после. В процессе изучения буддизма я явственно ощутил так называемые кармические ошибки. Возникают то тут, то там некие препятствия, проблемы, болезни, которых не было. И чем глубже изучаешь и постигаешь на опыте, тем тяжелее в определенные моменты могли проявляться препятствия. Это значит, что карма начинает очищаться. В глубокую философию не вдавались в самом начале обучения — через объяснения символики, работу по дацану всё разъяснялось. Постепенно все это складывалось, накапливалось, «прорастало» в понимание. Я уже сказал о связи Агинского дацана с тибетским Лавраном: Агинский дацан имеет такой же устав, как и тибетский дацан Лавран, который основал знаменитый буддийский ученый Кунчен Жемьян Шадпа Дорже (1648−1722), чьи труды до сих пор являются наиболее значимыми по истории религии и философии Древней Индии, Тибета, Китая и Монголии. Лавран задумывался им как цитадель образцовой учености, точный пример классических буддийских университетов Индии первого тысячелетия нашей эры. Наша школа Гелуг опирается в философских сочинениях именно на сочинения Кунчена Жемьяна Шадпы. Многие ученые агинские ламы обучались в Лавране. Не только агинские — цугольские и тамчинские тоже.

В 1998 году был получен статус Агинского Бурятского буддийского института с присуждением выпускникам степени бакалавра буддийских наук: философ-богослов буддийского учения, инструктор тибетской медицины, мастер буддийской живописи тханка. В 2003 году Агинский Бурятский буддийский институт получил статус Агинской Буддийской Академии. По инициативе Бабу-ламы впервые в истории буддийского образования в 2003 году на базе Агинской Буддийской Академии был открыт Агинский филиал Читинского медицинского колледжа (ГОУ СПО «Агинское медицинское училище»). Целью тандема медицинского колледжа и школы тибетской медицины является синтез знаний восточной и европейской медицины, чтобы люди могли получать наиболее полноценное лечение при целостном подходе врача к их проблеме, не исключая ни академических, ни традиционных методов диагностики и лечения."


Сагаалган в Агинском дацане в 2012 году