Дацан Гунзэчойнэй Лхабаб Дуйчен - буддийский праздник в честь нисхождения Будды на Землю с неба Тушита

Лхабаб Дуйчен: связь Будды с учениками спустя тысячелетия

Ежегодно, в конце осеннего или в начале зимнего периода (каждый раз даты праздника высчитываются астрологически) последователи традиционного буддизма, в частности, дацаны Сангхи России встречают одно из главных религиозных событий, связанных с великим Буддой Шакьямуни. Второе возвращение Четвёртого Татхагата на Землю — нисхождение драгоценного Учителя обратно к людям для продолжения передачи Дхармы.

Один из шести великих праздников у буддистов, последователей тибетской традиции, Лхабаб Дуйчен называют торжество, посвящённое значимому событию для всех людей, но особенно, для верующих-буддистов. Поскольку оно ознаменовало возвращение Просветлённого Будды Шакьямуни на Землю из небесного мира тридцати трёх богов, находящегося в сансаре, куда он направился на 38-м году жизни, чтобы преподавать Дхарму своей матери Махамайе («Великая Майя» — на санскрите) и божествам. По преданию, спустя неделю после 15-го дня девятого месяца Великий Будда спустился на землю с небес по нерукотворной тройной лестнице и был встречен шестнадцатью ближайшими его учениками (архатами). Именно им в главный, второй, праздничный день буддийские ламы посвящают хуралы и особые ритуалы, восхваляют их и благодарят за благое деяние от лица всех идущих по пути Учения.

Безусловно, эта легенда представлена в виде философского повествования с метафоричным содержанием и соткана из множества сакральных символов и образов из буддийской космологии, через которые ученикам — последователям буддизма — необходимо выстраивать ясное понимание сути духовной практики. Иной мир божественного пантеона — как символическое представление Просветлённого опыта, благодаря которому открывается истина Дхармы и безграничные возможности познания, а также сама природа Будды. А один из восьми великих подвигов Шакьямуни, история которого в основе описываемого праздника — это напоминание верующим о безграничном сочувствии Учителя ко всем живым существам, следствием которого стало его земное воплощение (нисхождение с небес) для передачи Дхармы. Архаты стали прообразом первой Сангхи.

Лхабаб Дуйчен, как правило, встречается в 22-й день 9-го лунного месяца по буддийскому календарю. Этот праздник отмечают буддисты Тибета, Монголии, в буддийских регионах России — Бурятии, Калмыкии, Тыве, в Алтайском и Забайкальском краях и в отдельных городах нашей страны, где есть дацаны с общинами верующих (Москва, Санкт-Петербург). Лхабаб Дуйчен в дословном переводе с тибетского языка означает: «Лха» — бог, божество; «баб» — нисходить, нисхождение; «Дуйчен» — великий праздник, благое или великое время. Этот праздник связан с возвращением не бога, а именно Будды Шакьямуни как Просветлённого существа обратно с небес. Это второе нисхождение Будды на Землю: первое связано с его рождением в Драгоценном человеческом теле и приходом со святых небес Тушита и второе — когда Шакьямуни спустился с сансарического мира 33-х небожителей, где пребывала и его мать. Для понимания этой традиции обратимся к буддийской идеологии, а именно к Двенадцати деяниям Будды: 1. Пребывание на небесах Тушита и сошествие на Землю; 2. Вхождение во чрево матери; 3. Рождение в Драгоценном человеческом теле; 4. Овладение искусствами в совершенстве; 5. Праздная жизнь царевичем; 6. Отречение от престола будучи наследником; 7. Аскеза; 8. Близость Просветления — осознание Срединного пути; 9. Покорение четырёх мар; 10. Достижение Просветления; 11. Вращение Колеса Учения — три поворота; 12. Уход в Паринирвану. Первое нисхождение с неба Тушита Будды Шакьямуни — с мирским именем Сиддхартха Гаутама — относится ко второму и третьему деяниям, верующие празднуют это в Дончод хурал (торжество в честь трёх важнейших событий в жизни Будды — Рождение, Просветление, уход в Паринирвану). В день Лхабаб Дуйчен буддисты отмечают его следующее нисхождение, когда уже будучи Пробуждённым Будда направился на небеса 33-х божеств (небесная сфера, которая находится в пределах сансары, в отличие от Тушита) и затем вернулся обратно на Землю по молитвенным просьбам своих ближайших учеников — архатов, это событие свершилось по времени между одиннадцатым и двенадцатым великими деяниями.

«Считается, что сначала Будда пребывал как наместник в Гандене, на небе Тушита, затем спустился на Землю, родившись в Драгоценном человеческом теле, — рассказал редакции сайта уважаемый лама Йонден Соднам. — К слову, в этот момент наместником в данной небесной обители стал Будда Грядущего времени — Майтрейя, после явления в человеческом мире которого его место займёт следующий, шестой Будда. Между одиннадцатым и двенадцатым деяниями Шакьямуни узнаёт, что его мать по крови, которая умерла спустя немного времени после родов (Будду воспитывала названная мать), переродилась на небесах 33-х божеств. Мы говорим о царице Махамайе — „Великой Майе“. Будда уже начал даровать Дхарму своим ближайшим ученикам на Земле, но решил направиться в обитель к своей матери и передать ей Истину Учения для освобождения от сансары (она, действительно, потом достигла состояния архата) и также прочим божественным обитателям там. Преданные первые ученики — архаты (в переводе с санскрита — „достойные“) самого Гаутамы молились и просили Великого Будду вернуться к людям и продолжать вращать Колесо Учения здесь, на Земле. Вспомним о буддийской традиции проведения обширного семеричного ритуала с подношением и обращением к учителям — он берёт начало с тех древних времён и связан как раз с практикой шестнадцати архатов по отношению к Будде. Будда решает спуститься с божественных небес обратно в мирскую жизнь, сохраняя Пробуждённое сознание и продолжая поворот Колеса Учения».

Лхабаб Дуйчен — это ещё дата почитания матерей. Описанная легенда являет собой реальный пример благодарного, внимательного отношения Будды Шакьямуни как сына к своей рано завершившей земное существование матери Махамайе. И в целом рассказывает о важной роли матери в жизни каждого человека, в том числе, и с позиции буддийского представления о взаимосвязанности всех живых существ в общем колесе сансары, где каждый в прошлых перерождениях мог быть нашей матерью. И то, что именно от матерей дети получают Драгоценное человеческое рождение, благодаря чему имеют возможность реализоваться, тоже представляет собой важный аспект.

Монгольская тханка, 18 век

К слову, есть известная статуя Сандалового Будды — Зандан Жуу в Республике Бурятия, высота которой более 2-х метров, создана из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны. Дата её возникновения исчисляется с тех древних времён возвращения Шакьямуни на Землю. Мастер при создании изваяния из сандала не мог смотреть на самого Будду в момент его нисхождения, он увидел отражение лика Великого Учителя на водной поверхности реки и запечатлел в своём творении. Руки Будды были так же в положении мудры учения. До прошлого века находилась в Китае и периодически разворачивалась в сторону нашей страны, что было воспринято как предсказание поворота Колеса Учения на север, поэтому статую перевезли. В настоящее время древняя святыня размещается в Эгитуйском Дацане (Еравнинский район, Бурятия).

Итак, праздник Лхабаб Дуйчен, как уже было пояснено выше, связан непосредственно с нисхождением с неба божеств на Землю обратно после молитвенных просьб его ближайших 16-ти архатов. И практика в основной день торжества посвящена именно этим ученикам. «Она так и называется в переводе с тибетского языка — „Совершается подношение шестнадцати архатам, которые проводили прошение к возвращению Будды“, ритуальные тексты взяты из книги „Всевозникновение всех высших сиддх (способностей), способствующих достижению состояния Просветления Будды, которому воззвали 16 архатов“, — процитировал лама Йонден Соднам. —  Главный одноимённый молебен Лхабаб Дуйчен состоит из ритуальных и молитвенных частей, хурал включает в себя: семеричный ритуал, начинающийся с подношения мандалы и омовения; священный текст раскаяния перед 35-ю буддами; подношение каждому из шестнадцати архатов по отдельности в виде мандалы и совершение омовения; далее происходят ещё 4 вида подношений, это отдельная практика — первое предназначено шестнадцати ближайшим ученикам Будды, следующее для четырёх махарадж (великих кармических божеств) и других десяти защитников Учения, третье подносится всем живым существам 6-ти видов, а последнее — хозяевам местности. Далее ламы прочитывают обширные благопожелания, в частности, 70 великих благопожеланий. Польза для прихожан от присутствия и косвенного участия в таком хурале заключается в том, что у людей остаются благие отпечатки Дхармы в сознании, происходит тонкая связь с Учителем — Буддой, умиротворяются личные омрачения».

Остановимся подробнее и на двух других днях праздника — на предшествующем основной дате и заключительном.

По буддийской традиции в первый день любого большого религиозного праздника у буддистов, являющихся последователями тибето-монгольского направления Учения, сопровождается специальным хуралом Ганжур. Как и Трипитака, свод раннебуддийских священных текстов V—III вв. до н. э., созданных вскоре после просветления Будды Шакьямуни, Ганжур представляет собой свод священных текстов — буддийских сутр (108 томов). Таким образом, речь о палийском или санскритском каноне.

«Во время хурала ламы декламируют основные сутры Праджняпарамиты, о Четырёх истинах Святого (благородные истины) и другие изречения Будды, которые входят в Ганжур, — продолжил рассказ лама Йонден Соднам. — Трипитака трёхчастная представлена Сутра-питакой, или Сутта-питакой — собранием самих сутр, Винайя-питакой — сводом монашеских правил и Абхидхарма-питакой (Абхидхамма-питакой) — объяснением законов существования Вселенной и мироздания в целом. Именно в Ганжуре в начале сутр представлено начальное поклонение для понимания читающего, к какому из трёх разделов относится данная конкретная сутра. Если, например, написано о поклонении буддам и всем бодхисаттвам, значит, далее будет диалог с ответом на вопрос от Татхагаты Шакьямуни, вышедшего из состояния самадхи. Следовательно, мы читаем сутру, относящуюся к первой из трёх корзин, а именно, Сутта-питаке. Если читается Винайя-питака, собрание сутр, повествующих о монашеском кодексе в целом и обетах — монашеских, тантрических, повествовать о канонах которых может только сам Будда, тогда в самом начале будет написано о поклонении Татхагатам прошлого. И в последней, Абхидхарма-питаке, говорящей о мироздании и крайне сложной для постижения, изначально будет поклонение Манджушри: законы кармы, существование трёх сфер и как они зарождаются и другое — всё это взаимосвязано между собой и взаимодействует, чтобы практик имел соответствующие условия и подготовленное сознание для восприятия таких знаний, обращаются к Будде мудрости за его благословением. Так в Дацанах ламы по оглавлению сутр понимают, из какой конкретно питаки они будут цитировать священный текст. На хурале Ганжур декламируются разные сутры».

В третий праздничный день проводится Сахюусан хурал с поклонением и прошением у Защитников Учения — Гонбо, Лхамо, Жамсаран. Гонбо — это Махакала (в буддийской традиции Ваджраяна), Лхамо — богиня Балдан (Палден) Лхамо, Жамсаран — красный защитник.

«Этот хурал строится по такому же принципу, что и ежедневный молебен Сахюусан. Кратко об этом тантрическом ритуале: мы сначала очищаем внутренний сосуд, соотносящийся с каждым из трёх Защитников, то есть делаем внутреннее подношение, затем очищаем внешний сосуд по такому же принципу, совершая внешнее подношение. Далее осуществляем подношение Защитникам Учения и просим об их проявлении. При присутствии Сахюусанов происходит стадия раскаяния перед каждым из них, делается обширное подношение и поклонение, восхваление Защитников с подношением им золотого напитка и принятием далга (призывание блага). Стоит отметить, что такая практика носит индивидуальный характер и поэтому предполагает непосредственное участие практикующего, по сути — он и должен её осуществлять сам. Какова же польза для наблюдателей — прихожан, которые не совершают сами необходимых ритуальных действий и, возможно, не имеют такого посвящения, либо пока ещё далеки от буддизма? Действительно, изначально, это была частная практика, как и практика любого йидама. А данные священные тексты уже написаны таким образом, что выполняющий ритуал священнослужитель обращается не от своего лица, а с позиции „мы“: „мы здесь и сейчас все присутствующие…“, „все мы обращаемся…“, „все мы раскаиваемся…“ и так далее. Поэтому прихожане при их личном присутствии в алтарном зале Дацана во время молебна, либо через прямой эфир удалённо, тоже получают свою пользу — они реализуют личное намерение, сосредоточены на происходящем священном действе, направляют свой ум к Дхарме. К Сахюусанам, как правило, обращаются с четырьмя просьбами, потому что они обладают четырьмя активностями (возможностями): 1) Умиротворяющая; 2) Увеличивающая, преумножающая; 3) Подавляющая; 4) Уничтожающая. Обращения с просьбами к Защитникам Учения строятся примерно таким образом: умиротворите наши болезни, препятствия на духовном и жизненном пути, кармические отпечатки и т. д.; затем просим всё, что связано с нашей жизнью и благодетельностью, духовностью, благами преумножить; после направляем обращение к подавляющей активности для устранения собственных омрачений и неведения, чтобы Гонбо, Лхамо, Жамсаран наделили нас такой же силой; и завершаем ритуал просьбой о нейтрализации, разрушении всех имеющихся внешних негативных воздействий (наговоров, порчи и других). С точки зрения практичной, считается, что Защитники Учения очень скоры на помощь обычным людям, верующим».

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И МОЛИТЬСЯ

В течении праздника рекомендуется поститься (особенно следует воздержаться от алкоголя, чеснока и табака), а также соблюдать обеты (прежде всего, в основной день).

Следует использовать это благое время, чтобы зародить искреннее желание очистить ум, укрепиться духовно, утвердиться в своей практике и осознанно идти к Пробуждению в этой жизни.

Благоприятно начитывать мантру:

ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ ШАКЬЯМУНИ СОХА

Мантра Будды Шакьямуни — это перечисление его имён. В переводе «Муни» — мудрец, «Маха» — великий, смысл мантры таков: «Ом мудрый великомудрый, мудрый из рода Шакьев, приветствую тебя!». Её следует начитывать всем, пришедшим на хурал или присоединившимся к нему удалённо посредством прямого эфира.


РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИКА ЛХАБАБ ДУЙЧЕН В ДАЦАНЕ ГУНЗЭЧОЙНЭЙ

Первый день торжества
дневной молебен в 15:00

ХУРАЛ ГАНЖУР

В первый день проходит хурал, посвящённый прочтению ламами Петербургского Дацана отдельных Сутр из свода Слов (Учения Будды) — «Ганжур».


Основной день торжества

утренний молебен в 10:00 и дневной молебен в 15:00

ГЛАВНЫЙ ХУРАЛ ЛХАБАБ ДУЙЧЕН

В основной день праздника величественный хурал будет проходить в двух частях:

10:00 — совершается ритуал приглашения архатов (ближайших учеников). Благодарная память о встрече ими своего Великого Учителя — Будды Шакьямуни после его возвращения обратно из сансарического мира 33-х небожителей.

15:00 — Найдан чого. Ритуал подношения восхваления 16-ти архатам. Во время дневного хурала периодически проводится ритуал освящения буддийских религиозных предметов и атрибутики для домашнего алтаря.

Эти сутки настолько значимы, что кармические последствия всех действий и даже мысленных намерений в течение них возрастают в миллионы раз. Поэтому большую пользу принесёт посещение святых мест, молитвы, медитации, соблюдение однодневного обета отказа от мяса, работа с негативными эмоции и мыслями, даяние, щедрость, помощь животным и т. д. Любая благая деятельность и отказ от негативных проявлений принесет огромную пользу и станет опорой для дальнейшего роста добродетели.


Заключительный, третий день торжества

утренний молебен в 10:00 и дневной молебен в 15:00

САХЮУСАН ХУРАЛ: ГОНБО, ЛХАМО, ЖАМСАРАН

В последний день торжества пройдёт хурал в 2-х частях с обращением к Защитникам Учения, Дацана и его Сангхи.


Полное расписание хуралов и ритуалов, которые запланированы в Дацане Гунзэчойнэй, ежемесячно публикуется здесь.

Вы можете оставить свои записки на хуралы в эти три праздничных дня в алтарном зале Дацана или отправить их через наш сайт, перейдя по ссылке.

На сайте эти прошения доступны для заказа ограниченное время и отключаются заранее до даты торжественного хурала, чтобы ламы успели обработать их.

На главный молебен Лхабаб Дуйчен можно просить о благополучии живых или о лучшем перерождении усопших (оформляются отдельными записками).

Трансляции в прямом эфире хуралов из Дацана Гунзэчойнэй проходят на нашем канале в YouTube, на сайте и в группе ВКонтакте.

Пожертвования петербургской общине лам и Дацану просим отправлять через сайт — в разделе «ПОЖЕРТВОВАНИЯ» (сделать перевод) или воспользоваться специальными ящиками в алтарном зале нашего буддийского храма.

Приглашаем всех в Дацан Гунзэчойнэй в праздничные дни, чтобы разделить с нами радость этого события! Поистине сострадающий Будда Шакьямуни когда-то низошёл на Землю обратно к людям и Колесо Учения продолжило своё благостное вращение для всех живущих!

Адрес Дацана в Санкт-Петербурге: Приморский проспект, д. 91. (метро: Старая Деревня, Чёрная речка). Схема проезда



Сердечно благодарим за информационную помощь уважаемых лам
Йонден Соднам (Цыренжапа Замбалова) и Еши Ёндон из Санкт-Петербургского Дацане Гунзэчойнэй!


Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (автор — Иван Андреев), из
Википедии и других открытых источников в Интернете.