Дацан Гунзэчойнэй Краткая биография настоятеля СПб Дацана Гунзэчойнэй Буды Бадмаева

Бадмаев Буда Бальжиевич — биография настоятеля Дацана Гунзэчойнэй

«Я не вижу себя вне буддизма»



Буда Бадмаев родился 16 июля 1961 года в селе Нижний Бургалтай Джидинского района в Республике Бурятия.

В Санкт-Петербург, тогда ещё — Ленинград, приехал в 80-е годы прошлого столетия в качестве студента Индустриально-педагогического техникума.

В 1991 году вера, привитая ещё с детства бабушкой и дедушкой, привела молодого Буду Бальжиевича в единственный Петербургский буддийский храм на Приморском проспекте, д. 91, где он остался послушником, а спустя два года принял обеты монашества. Ещё через четыре года, уже в 97-ом, у Дацана Гунзэчойнэй новый молодой, тридцати шестилетний ширээтэ-лама — XXIV Пандито Хамбо-лама назначил на эту должность Буду Бадмаева (духовное имя — Джампа Доньёд). Монастырский комплекс Гунзэчоийнэй относится к Буддийской Традиционной Сангхе России и представляет традицию Махаяна по линии школы Гелуг тибетского буддизма.

А дальше, в начале 2000-х годов нынешнего века, Буда Бальжиевич получил духовное образование в буддийском университете «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева, который относится к известному Иволгинскому Дацану в Бурятии, и учёную степень «гэбшэ» (одна из квалификаций при обучении на доктора буддийской философии — прим. ред.). А также он имеет учёные степени гранд-доктора буддийской философии и гранд-доктора тибетской медицины по международному образовательному стандарту Оксфорда — Oxford Educational Network International Higher Examination Council (IHEC), faculty of Buddism.

В настоящее время продолжает практиковать как эмчи-лама: для диагностики заболеваний и оздоровления людей применяет древнюю, традиционную буддийскую систему врачевания — тибетскую медицину.

В конце 2016 года Буда Бадмаев стал членом Общественной палаты Санкт-Петербурга. Также является членом Консультативного Совета по вопросам реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге (Совет действует при губернаторе города).

В 2019 году получил статус Дид Хамбо-ламы, став заместителем главы Буддийской Традиционной Сангхи России (БТСР) — Дамбы Аюшеева по Северо-Западному федеральному округу.

Благодаря стараниям ширээтэ-ламы Джампа Доньёд монастырь Гунзэчойнэй возродился после сложных исторических перипетий и стал одним из ключевых буддийских храмов по распространению Дхармы и расширению географии традиционного буддизма в России. Также по инициативе настоятеля Буды Бальжиевича был создан Фонд развития буддийской культуры, совместно с которым Дацан Гунзэчойнэй стал сотрудничать с важными культурными и научными учреждениями Петербурга, принимать участие и поддерживать различные исторические проекты. Досточтимый ширээтэ периодически представляет буддийскую Сангху Северо-Западного региона на официальных встречах и конференциях в рамках межконфессионального и межнационального сотрудничества.

В том числе, Петербургский Дацан является соучредителем Общественного Межрелигиозного дискуссионного клуба «Мост согласия», включающего представителей традиционных религий и уже не первый год успешно функционирующего в Ленинградской области (во Всеволожском районе).

В ноябре 2020 года на основе Дацана Гунзэчойнэй зарегистрирована единственная в составе Буддийской Традиционной Сангхи России Централизованная религиозная организация «Гурбан Эрдэни (Три драгоценности)». Учредителями ЦРО являются три Местных религиозных организации: МРО «Религиозное объединение буддистов Дацан Гунзэчойнэй, г. Санкт-Петербурга» и зарегистрированные в 2019 г. Буддийская Местная религиозная организация «ДАШИДЭЧЕНЛИНГ» (г. Москва) и Буддийская Местная религиозная организация «ОСОРЧОЙНЭЙ» (Ленинградская область). Целью создания ЦРО является координация деятельности религиозных общин на территории Северо-Западаного и Центрального федеральных округов Российской Федерации.

Отдельного внимания заслуживают интернациональные дружественные связи и сотрудничество, установленные между Дацаном в Петербурге и различными зарубежными буддийскими и культурными организациями для обмена знаниями по буддизму и опытом по духовной практике Дхармы.

Буддийский Петербургский храмовый комплекс постепенно расширяется, восстанавливая свои исторические владения. В работе находятся ключевые масштабные проекты: по строительству нового Буддийского учебно-паломнического Центра (в Санкт-Петербурге); по благоустройству вверенной Петербургскому Дацану территории, в частности, приводной на набережной реки Большая Невка. Активно участвует в реализации проектов по созданию новых и возрождению старинных объектов культуры и исторических памятников буддизма (в Ленинградской области).

Ширээтэ-лама Дацана особое внимание уделяет религиозной атрибутике и убранству своего буддийского храма. Совместными усилиями, при участии пожертвований прихожан, его сакральная галерея постоянно пополняется скульптурными изваяниями, буддийскими тханками с образами прославленных учителей буддизма и с каноническими сюжетами, полотна с текстами из священных писаний и мандалами. В Дацане Гунзэчойнэй находится уникальная коллекция освящённых мозаичных панно с изображениями главных Будд, бодхисаттв, богов и богинь, йидамов — нескольких воплощений Тары, Авалокитешвары, Будды Грядущего периода Майтрейи, Будды Медицины, Ваджрасаттвы, Гухьясамаджи, созданных известным петербургским художником Региной Дербенёвой специально по заказу лам Дацана в Северной столице.

Стоит отметить, что настоятель Петербургского Дацана довольно публичный человек, его часто приглашают на радио, а интервью с ним публикуют в известных печатных и интернет-изданиях.

Буда Бальжиевич ведёт активную образовательную и просветительскую деятельность: лично читает лекции по философии буддизма Ваджраяны и преподаёт медитативную практику для прихожан Дацана в стенах храма и на других площадках для лектория для большой аудитории интересующихся Учением; дарует посвящения — буддийское Прибежище, практики Ламрим-ченмо и другие. Также в Дацане под его началом организованы различные занятия лам на буддийские темы, совместные с мирянами духовные практики, ретриты, ритуалы построения песочных мандал. Дацан Гунзэчойнэй выпускает собственную печатную газету «Традиционная Сангха России», поддерживает переводы сакральных буддийских текстов на русский язык.

Б.Б. Бадмаев является автором книги «Лекции по философии и практике буддизма».

Владеет в совершенстве русским языком и родным — бурятским. Знает монгольский и тибетский языки.

Продолжительное время занимался спортом (вольной борьбой).

Интересуется разными видами творчества, является автором собственных стихотворных сочинений. Поддерживает многие творческие проекты, организатором и соорганизатором которых часто выступает Дацан Гунзэчойнэй.

О буддизме в своей жизни:

«Дело в том, что я уже не смогу отвлечься на какую-то не буддийскую тему. Могу совершенно точно сказать, что я не вижу себя вне буддизма».

Об учителях:

«У меня было много учителей, которые давали посвящения. Среди бурятских лам тоже много моих учителей, передавших Учение и посвящения. Коренным учителем я считаю Кирти Цэншаба Ринпоче, ему я посвятил свою книгу».

О сердечной мантре:

«Все мантры хороши и полезны. Они связаны с определёнными типами божеств, поэтому, когда мантры практикуют, присущие этим божествам качества у человека внутри развиваются. Любить, то есть практиковать какую-то одну мантру считается неправильным с точки зрения буддизма. Если говорить обо мне, то скажу просто: моя фамилия Бадмаев, есть тантрические практики лотосового семейства, к которым я и отношусь (здесь при упоминании фамилии проводится аналогия со словом „падма“ на санскрите в звучании „бадма“, означающем „лотос“ — прим. ред.). К этому же семейству относится великая мантра „Ом Мани Падме Хум“. Её могу назвать своей основной мантрой, но не единственной».

О спорте:

«Любая практика, тем более физического плана, очень помогает развивать в себе лучшие качества — терпение, настойчивость, трудолюбие. Я думаю, что именно спорт воспитал во мне первоначальные такие качества, ставшие хорошими спутниками в духовной практике и вообще в жизни».

Контактная информация и рабочий график досточтимого настоятеля Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй опубликованы на его персональной странице, в разделе сайта «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛАМЫ».


Приём губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглова.
Главы и представители традиционных конфессий в Санкт-Петербурге.


Вместе с XXIV Пандито Хамбо-ламой (главой буддистов России) Дамбой Аюшеевым и
директором Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровским.
Б. Б. Бадмаев на интервью.


Ламы Дацана Гунзэчойнэй, исполнительный директор Фонда развития буддийской культуры И.В. Васильева и гости на выставке, посвящённой Ф. И. Щербатскому.
С Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.


Момент участия клуба «Дацан» в турнире по мини-футболу
в рамках очередной Межконфессиональной Спартакиады.


Во время приёма у эмчи-ламы.


Воскресная лекция Буды Бальжиевича в алтарном зале Дацана Гунзэчойнэй.
Ширээтэ-лама на буддийском хурале (молебне).


Автор статьи и интервью: Лиен Роса.

Использованы фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (авторы Иван Андреев, Антон Чернышевич), авторов — Владимир Желтов и Станислав Марченко, из открытых источников в Интернете.