Дацан Гунзэчойнэй История Дрепунг Гоманг дацана — Тибет в Индии

История Дрепунг Гоманг дацана — Тибет в Индии

Монастырь Дрепунг Гоманг, основанный в 1416 году, знаменит многими великими ламами, учеными философами, мастерами, достигших высоких духовных реализаций. Это великие учителя, среди которых наши соотечественники, в том числе инициатор постройки и первый настоятель буддийского храма в Санкт-Петербурге, наставник и советник 13-го Далай-ламы Цанид-хамба Агван Доржиев…


История Палден Таши Гоманг Дацана

Монастырь Таши Гоманг дацан является одним из семи факультетов монастырского комплекса Палден Дрепунг, который основал в 1416 году один из ближайших учеников Дже Цонкапы, Джамьянг Чойже (1379−1449). Согласно преданиям, Джамьянг Чойже по наставлению учителя отправился искать подходящее место для создания нового монастыря. В поисках такого места он пришел к горе Гепель — Ри, расположенной к северу от города Лхасы, столицы Тибета. Было поздно, и он решил провести ночь у подножья этой горы. Под утро он увидел сон, что если построить монастырь на вершине этой горы, то в нем будет очень много монахов, которые достигнут высоких духовных реализаций, но сам монастырь будет материально очень бедным. Если посередине, то всего будет поровну. А если у подножья горы, то будет мало ученых монахов, но монастырь будет очень богатым. Проснувшись учитель понял, что сон пророческий, и решил построить монастырь посередине этой горы. При освящении первого храма, в монастыре было всего семь монахов. Но вскоре он стал быстро расширяться и в зените своей славы насчитывал около 12000 монахов. По числу тех первых семи лам появились семь дацанов-факультетов, которые все вместе составляют один большой монастырский комплекс Палден Дрепунг. Гоманг дацан появился первым из остальных семи факультетов. Сначала он был создан для более глубокого изучения и сохранения сутр Праджняпарамиты, и сутр Мадхьямики, раскрывающих смысл пустотности или, другими словами, Срединного пути, и указывающих путь продвижения от простого человека до состояния полного Просветления. Позже в нем стали изучать и другие трактаты по абхидхарме, праманавартике и винае. Также изучают тибетскую грамматику и поэзию.

Таши в переводе с тибетского значит благоденствие, а Гоманг — многодверный. Многодверный — потому, что в нем изучали и понимали смысл сутр, опираясь на множество методов и мудрости. Благоденствие — так как в монастыре Таши Гоманг заложили добрую традицию тщательного изучения трактатов. Также существует и другая версия, утверждающая, что такое название дацан получил благодаря монахам, которые достигли понимания пустотности и могли входить и выходить в храм сквозь стены, словно через множество открытых дверей.

Многими великими ламами, учеными философами, мастерами, достигшими высоких духовных реализаций, знаменит монастырь. Это великие учителя Гунчен Жамьян Шадба (1648−1721), Гунтан Ринпоче (1762−1823), Халха Джебзун Дамба, Джанжа Рольби Дорже (1717−1786). Гоман дацан прославили и наши соотечественники, это наставник и советник 13-го Далай-ламы, Цанид-хамба Агван Доржиев (1854−1937), кенсур Агван Нима (1907−1990) и Галсан Легден были настоятелями Гомана, Тубден-Нима, был настоятелем Дульва дацана-факультета Винаи.

В конце 50-х годов прошлого века Тибет был оккупирован Китаем. Духовный и светский лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама XIV был вынужден покинуть родину. Вместе с ним ушли в изгнание около 100 тысяч тибетцев. Чтобы сохранить национальную культуру, историю, тибетский буддизм, были воссозданы монастыри, школы, библиотеки на территории Индии.

В 1959 году, до вторжения коммунистического Китая, монастырь Дрепунг насчитывал более 10000 монахов. В Гоманге было на тот момент 5500.

В конце 1959 года в местности Багса, что в северо-восточной Индии, был открыт первый монастырский комплекс, куда собрали всех тибетских монахов. На тот момент общину Гоманга в Индии, среди бженцев, составляли всего сто с небольшим лам, которые смогли бежать из Тибета. В то время настоятелем дацана был избран геше Лобсанг, родом из Калмыкии. Из-за тяжелых и непривычных климатических и физических условий умерло много людей. Позже индийским правительством было выделено новое место для постройки монастыря в штате Карнатака. В 1969 году монастырь переехал на новое место, где располагается и поныне. Во время переезда монастыря в штат Карнатака монахов дацана было всего 63 человека. Им очень трудно пришлось, особенно в первые годы, ведь приходилось расчищать от джунглей место для строительства монастыря. Днем трудились над обустройством, а по вечерам учились. Все это происходило, несмотря на нестерпимую южную жару, проливные дожди и многие другие трудности. Лишь благодаря неустанному труду и глубокой вере монастырь был заново отстроен и полностью восстановил свой учебный процесс.

В настоящее время в монастыре насчитывается около 2000 монахов, в том числе и монахи из России, Монголии, Непала, Бутана и из некоторых гималайских регионов Индии.

Монастырь делится на 16 канценов, т. е. общин-землячеств. Возглавляют их старосты общин, которые следят за дисциплиной и за бытом монахов внутри землячеств. Все монахи монастыря относятся к одному из 16-ти канценов землячеств. Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений, как и раньше в Тибете, высшим официальным лицом является настоятель монастыря. Его избирают сроком на шесть лет, путём общего голосования, из числа наиболее опытных геше.

Важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16-ти канценов-землячеств, которое созывается настоятелем. На нём присутствуют бывшие настоятели дацана, все официальные лица монастыря, главы землячеств.

Система образования в Гоманг дацане проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где полностью изучают пять главных предметов буддийской философии такие как: Цадма (логика), Парчин (праджняпарамита), Ума (мадхъямака), Дзод (абхидхарма), Дульва виная, или монашеская дисциплина), которые полностью охватывают путь Сутр.

Обучение в Гоманг Дацане состоит из 16 курсов. На первых двух курсах, монахи знакомятся с общим понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На следующем, третьем курсе, усваивается искусство приведения аргументов. На четвертом курсе дается обзор об уме (сознании) и познании. Затем, в течений шести лет изучается Парчин (санскр. Праджня — Парамита), совершенство мудрости. За основу изучения берутся текст Будды Майтреи «Абхисаламаяланкара» и комментарий к нему. Затем, в течение двух лет изучается Ума (санскр. Мадхьямика), подробное учение о пустотности всех элементов по трактату Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарий к этому тексту. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), за основу изучения берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарий нему. И последний предмет Дульва (санскр. Винная), изучается по трудам Гунапрабхи и Цонанпы. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течение шести лет. После сдачи всех экзаменов они могут получить ученую степень геше-лхарамба.

Описание одного учебного дня во время семестров

В шесть часов утра, позавтракав лепешкой и чаем с общей кухни, монахи приступают к заучиванию текстов. С 8 часов просматривают материал, готовясь к утренним диспутам. С 9 часов до 11 собираются на площади возле храма на утренние диспуты. На диспутах, в течение часа по двое обсуждают пройденную тему. Затем в течение получаса читают молитвы. После молитв, разделившись по курсам, ведут диспуты с монахами со старших курсов. С 11 до 12 обед, затем до 14 часов время дневного отдыха. С 14 до 17 часов идут на уроки к учителям, где им разъясняют изучаемую тему по текстам. С 17 до 18 ужин. После ужина повторяют тему и с 18.30 до 23 идут на вечерние диспуты.

Учебный год состоит из 8 семестров. Четыре по 30 дней, 2 по 20 дней и еще 2 по 15 дней. Между семестрами, т.к. нет утренних диспутов и вечерние диспуты короче, монахи уделяют больше времени заучиванию текстов и изучению материалов следующего семестра. Кроме изучения коренных текстов и комментариев по буддийской философии, также изучают тибетскую грамматику, историю Тибета. В последнее время для желающих открыты классы для изучения современной науки и китайского языка.

Чандракирти «Мадхьямика-аватара» и комментарий к этому тексту Дже Зонкапы и Гунчен ринпоче. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), состоящий из двух курсов. За основу изучения берётся текст Васубандху «Абхидхармакоша» и комментарий нему Гялба Гендун Дупом (первый Далай-лама) и Гунчена ринпоче. И последний предмет Дульва (санскр. Винная), изучается по трудам Гунапрабхи и Гунчен Цонанпы. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течение шести лет. После сдачи всех экзаменов получают ученую степень геше-лхарамба.

Монастырь сегодня

За последние 10 лет количество монахов, покинувших Тибет для учёбы в Дрепунг Гоманг Монастыре в южной Индии, увеличилось в четыре раза. Каждый год около 150 новых учеников приезжает, им приходится столкнуться с такими проблемами как привыкание к жаркому климату, другой пище, встреча с болезнями, которые не известны в Тибете.

Доход монастырь получает из разных источников: монахи организуют пуджи или специальные церемонии для тех, кому нужна духовная помощь, но чаще всего они получают пожертвования от спонсоров и мирян. Монахи выращивают рис и кукурузу, а также у монастыря есть в собственности кафе, гостиница для паломников и гостей монастыря и небольшой завод по производству ковров в Непале и Дели.

Источник — официальный сайт Фонда Дрепунг Гоманг дацана http://drepunggomang.ru/o-monastyire-drepung-gomang/

Sat, 03 Nov 2018 08:32:00 +0300