Артур Лама о тонкостях ритуала Сержем


Интересные подробности о сержеме — традиционном буддийском ритуале, рассказал мастер ритуалов, на протяжении многих лет постигавший их суть в Иволгинском дацане — Даши лама (лама Артур). 

«Сержем — это обряд подношения «Золотого напитка»: мы подносим жидкую субстанцию и обращаемся к высшим силам, божествам и хранителям с просьбой о помощи. Существуют разновидности сержема — это уже зависит от традиции и линии передачи. В сержеме есть определенная последовательность подношения: сначала первую часть подносят Гуру и Йидамам. После этого совершают подношение Дакиням и Защитникам Учения Будды. В традиции Гелугпа, к которой мы принадлежим, основными Защитниками являются Шестирукий Махакала (Гомбо), Каларупа (Чойжал), Вайшравана (Намсарай) и Шри Деви (Палдэн Лхамо), поэтому идет обращение к ним с просьбой принять «Золотой напиток», помочь устранить неблагоприятные факторы на жизненном пути и помочь во всех благих начинаниях. Каждый из этих Защитников обладает своими особенностями и качествами, помогая человеку на духовном и мирском путях преодолевать конкретные препятствия. После этого можно обратиться к другим божествам, например к Чатурмукх (Шалши), Бегдзе (Жамсаран), Ситипати (Дурдаг) и другим.

Защитники, которых мы упомянули выше, относятся к классу тех, кто вышел из колеса перерождения — сансары. Если вы работаете с ними в своих просьбах и молитвах, это поможет вам избавиться от коренных причин страданий и создаст благоприятные условия для зарождения причин благополучия. Кроме этих божеств, есть и мирские Защитники, например Табан Хаан (Махапанчараджа) — Йидам, одна из форм подателя благополучия. Он выступает как Дхармапала из разряда кармовых, то есть помогающих в течение одного или нескольких перерождений. Далее следует Дамжан Дорлиг — божество-покровитель искусных людей: кузнецов, ювелиров, плотников, столяров, портных и швей, поэтов и писателей, музыкантов, костоправов и многих других.

Дамжан Дорлиг сахюусан принадлежит к разряду гневных божеств, которые приняли буддийские обеты от учителя Падмасамбхавы, когда тот распространял учение в Тибете, поэтому наравне с Дамжан Дорлигом почитают и его гуру — Падмасамбхаву, как учителя божества. Эти божества не освобождены от перерождений, но связаны обязательством помогать живым существам на пути к Просветлению.

Текст сержема завершает подношение остальным классам мирских божеств, предкам и духам, а ламы читают «Дебжед сержем» выдающегося учителя Нубчен Сангье Еше.

При качественной визуализации и искренности, молящийся обретает в итоге то, чего желает.»

К Даши ламе (ламе Артуру) можно обратиться ежедневно, кроме среды, с 12:00 до 18:00 в комнате 16, цокольный этаж Дацана.

Материал газеты «Традиционная Сангха России», выпуск 10 за октябрь 2018.